Актуальность проблемы нарушения слуха у детей

Содержание

Глава 1. Проблемы детей с нарушением слуха ……………………………….5

Актуальность проблемы нарушения слуха у детей

Введение…………………………………………………………………………3

1.1.Нарушения слуха …………………………………………………………..5

1.2.Психическое развитие детей с нарушениемслуха……………………….8

Выводыпо 1 главе ………………………………………………………………14

Глава 2.Особенности игровой и предметной деятельности детей с нарушением слуха …………………………………………………………… ..15

2.1.Игровая и предметная деятельность детейс нарушением слуха……….15

2.2.Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………….27

Выводыпо 2 главе ……………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………..39

Списоклитературы……………………………………………………………..41

Введение

Приизучении и воспитании детей дошкольногои младшего школьного возраста интегрируютсяданные разных научных дисциплин: общейи специальной психологии и педагогики,невропатологии и психопатологии,отоларингологии и офтальмологии,лингвистики и диалектологии ит.д.

Актуальностьтемы курсовой работы особенности игровойи предметной деятельности дошкольниковс нарушениями слуха заключается в том,что дети с нарушением слуха имеют рядособенностей в психофизическом развитии,общении, порожденных первичным недостатком– нарушением слуха.

Эти особенности непозволяют детям с нарушением слухаэффективно развиваться, овладеватьзнаниями, приобретать жизненно-необходимыеумения и навыки и поэтому педагогическийпроцесс должен быть ориентирован напреобразование всех сторон личностислабослышащего учащегося, т.е. развиваявоображения параллельно идет развитиеи других познавательных сторон личностиребенка.

Благодаря специальному обучениюформируется речь и отвлеченное мышление,словесная память, создаются условиядля компенсации дефекта, как за счетразвития и расширения слуховыхвозможностей, так и за счет использованиядругих сохранных анализаторов. Объектисследования: дети5-6 лет с нарушениями слуха.

Предметисследования в курсовой работе: игроваяи предметная деятельность детей снарушением слуха. Целькурсовой работы:изучить особенности игровой и предметнойдеятельности у детей с нарушениямислуха. Для достижения поставленнойцели в курсовой работе будут решатьсяследующие задачи: 1.

Анализ научной педагогической ипсихологической литературы по проблемамдетей с нарушением слуха; 2. Изучениеособенностей психологии детей снарушением слуха; 3. Рассмотренияособенностей игровой и предметнойдеятельности у детей с нарушениемслуха; Методыисследования:теоретические – анализ литературныхисточников, практические – наблюдение.

1.1. Нарушения слуха

Причинынарушения слуха могут быть различными:наследственными, врожденными иприобретенными.Значительноечисло детей с нарушением слуха рождаетсяв семьях, где оба родителя или один изних имеют нарушения слуха (то естьявляются глухими или слабослышащими)или таковыми могут быть близкиеродственники.

Также нарушения слухамогут наступать в результате поврежденияслухового нерва, среднего или внутреннегоуха. Нарушение слуха так же, как и другиеотклонения в развитии ребенка, могутвозникать в результате родовых травм,алкоголизма родителей, нарушений вразвитии плода и т. п.

Возможнонаступление глухоты или тугоухости прилечении ототоксичными антибиотиками,а также как последствие таких заболеваний,как менингит и энцефалит, краснуха,корь, скарлатина, отит, грипп и т. п. Этипричины встречаются наиболее часто.

Кчислу приобретенных относятся и различныемеханические травмы – ушибы, удары, атакже воздействия сверхсильных звуковыхраздражителей, которые могут привестик нарушению слуха.Нарушениеслуховой функции чаще всего происходитв раннем детстве. Поражение слуха можетвозникать под воздействием несколькихфакторов, оказывающих воздействие вразличные периоды развития ребенка.

Основойклассификации являются следующиекритерии: степень потери слуха, времяпотери слуха, уровень развития речи. Всоответствии с этими критериями выделяютследующие группы детей.Глухие(неслышащие). К ним относят детей состепенью потери слуха, которая лишаетих возможности естественного восприятияречи и самостоятельного овладенияею.Среди них выделяют:-рано оглохших.

В эту группу входят дети,родившиеся с нарушенным слухом либопотерявшие слух до начала речевогоразвития или на ранних его этапах. Обычносохраняются остатки слуха, позволяющиевоспринимать сильные резкиезвуки; – позднооглохших. Это дети,сохранившие в той или иной мере речь,потерявшие слух в том возрасте, когдаона уже была сформирована.

Главнойзадачей в работе с ними являетсязакрепление уже имеющихся речевыхнавыков, предохранение речи от распадаи обучение чтению с губ.Слабослышащие(тугоухие). Это дети с частичной слуховойнедостаточностью, затрудняющей речевоеразвитие, но с сохранной способностьюк самостоятельному накоплению речевогозапаса при помощи остаточного слуха.Речь слабослышащего ребенка обычноимеет ряд существенных недостатков,которые подлежат коррекции в процессеобучения:

-при легкой степени тугоухости шепотнаяречь воспринимается на расстоянии 3 –6 м от уха, разговорная – на расстоянии6 – 8 м; – при умеренной степени тугоухостишепотная речь воспринимается нарасстоянии 1 – 3 м, разговорная – нарасстоянии 4 – 6 м; – при значительнойстепени тугоухости шепотная речьвоспринимается на расстоянии не далее1 м, разговорная средней громкости – нарасстоянии 2 –4 м; – при тяжелойстепени тугоухости – шепот воспринимаетсяна расстоянии 0,5 м, разговорная речь –на расстоянии не более чем 2 м. “Группаслабослышащих детей также неоднородна.В зависимости от степени пониженияслуха и от других факторов она весьмаразнообразна по уровню речевого развитиядетей. Для педагогических целейслабослышащие дети школьного возрастаделятся на две категории: – слабослышащиедети, обладающие развитой речью снебольшими ее недостатками; -слабослышащие дети с глубоким речевымнедоразвитием. Таким образом, на основеизмерения слуха, с одной стороны, иисследования речи – с другой, выделяются4 группы детей с недостатками слуха. Наоснове этой классификации удалосьсоздать такую сеть школ для детей снедостатками слуха, в которых глухиедети не обучаются с теми детьми, которыемогут обучаться более быстрым темпоми которые требуют иных условийобучения. Существенное значениедля психического развития ребенка имеетвремя возникновения снижения слуха истепень его сохранности. Возникаетсложная структура первичных и вторичныхотклонений в психическом развитиинеслышащего ребенка. Первичный симптом(нарушение или отсутствие слуха) приводитк отклонениям вторичного порядка –нарушениям в развитии речи. Сложнаяструктура первичной и вторичнойсимптоматики проявляется, прежде всего,во взаимоотношении слуха и речи. Поражениеслуха приводит к задержке формированияречи, и в то же время нормальноефункционирование слуха находится втесной зависимости от степени развитияречи. В связи с нарушением речевогоразвития у неслышащего ребенка возникаетсвоеобразие в развитии всей познавательнойдеятельности и особенно в развитиимышления. Учет сложной структурыпервичных и системных нарушений вразвитии психики неслышащих детейприводит к необходимости поиска связеймежду отдельными нарушениями психическогоразвития и общим психическим развитием.В каждом из вторичных отклонений,возникающих в развитии глухого ребенка,необходимо учитывать не только негативныестороны, но и позитивные изменения,возникающие в ходе поступательногоразвития того или иного психическогопроцесса.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3568949/

Причины и способы лечения глухоты

Актуальность проблемы нарушения слуха у детей

Тугоухость – значительное снижение слуха, ухудшающее восприятие звуков, разборчивость речи, мешающее общению. Компенсировать этот недостаток можно при помощи слухового аппарата, речевое общение при этом восстанавливается.

При глухоте способность воспринимать речь не сохраняется. Глухота – это глубокое нарушение слуха, неспособность слышать громкую речь у самого уха.

Глухота — полное нарушение слуха, а тугоухость — частичная потеря слуха.

При тугоухости наблюдаются изменения речи, человек постепенно теряет контроль над голосом. Речь изменяется, становится монотонной, неритмичной, человеку сложно контролировать громкость, ставить правильно ударения в словах.

Актуальность нарушения слуха

В возрасте 50 – 60 лет количество людей с нарушениями слуха составляет около 1/5 всего населения. В возрасте 60-70 лет доля слабослышащих и лиц, страдающих глухотой, возрастает до 1/3, а в возрасте старше 70 лет у 2/5 пожилых людей отмечается тугоухость.

Разными степенями тугоухости и глухоты страдает до 1/6 части населения планеты.

В абсолютных цифрах в мире насчитывается 360 млн. человек с глухотой и тугоухостью. 80% из них имеют доход ниже среднего. Нарушение слуха не позволяет этим людям получить достойную работу, достичь высокого социального статуса.

Сложность социальной адаптации состоит в отсутствии должного уровня слухопротезирования, так, в развивающихся странах из 40 человек, нуждающихся в слухопротезировании, слуховой аппарат имеется только у 1 человека.

Снижение слуха считается физиологическим процессом, к старости слух у людей ухудшается.

Уже к 40 годам наблюдается ухудшение восприятия высоких частот. Этот процесс часто остается незамеченным, но со временем теряется восприятие и части диапазона низкочастотных звуков. Ухудшение слуха начинает влиять на качество жизни человека.

Признаки и ранние симптомы тугоухости у детей

Сложность для своевременного распознавания представляет глухота у детей. Признаками глухоты у маленького ребенка может стать частое переспрашивание, это явление наблюдается при пресбиакузисе – постепенной двухсторонней потере слуха по мере взросления.

При пресбиакузисе теряется способность слышать звуки высокочастотного спектра. Ребенок не слышит звук телефона, щебета птиц.

Глухота ребенка – серьезная проблема для семьи. В развитых странах слух при помощи специальных объективных методов проверяют уже у новорожденных, чем раньше выявлено снижение слуха, тем больше шансов у ребенка не потерять слух.

При врожденной глухоте и тяжелой тугоухости родители замечают проблему очень быстро, но при незначительных нарушениях слуха не всегда меры принимаются вовремя. В среднем проблемы со слухом у детей в России выявляют к возрасту 2, 5 года.

Виды и степени снижения слуха

Степени тугоухости характеризуют способность слышать и воспринимать речь. При начальных степенях тугоухости больной не способен различать шепотную речь (при 25-39 дБ), разговорную речь (40-69 дБ). При глубокой стадии тугоухости больной не различает громкие звуки, крик (70-94 дБ) у самого уха.

Глубокие степени глухоты характеризуются почти полной неспособностью принимать звук интенсивностью до 90 дБ.

Способность воспринимать более громкие звуки у многих больных глухотой сохраняется.

Примером такого «остаточного» слуха может служить громкий крик над ухом. Однако разборчивость речи при этом нарушается полностью, воспринимать слова больной не может, при глухоте теряется способность разборчивого восприятия речи.

Абсолютная глухота, при которой полностью утрачивается способность слышать, встречается довольно редко. Даже в сложных случаях глухоты существуют возможности частичного восстановления функций слуха.

Глухота может быть врожденной и приобретенной. При врожденной глухоте малыш не способен слышать с самого рождения. Компенсировать потерю слуха можно в этих случаях при помощи слухопротезирования.

К причинам врожденной глухоты у ребенка относят:

  1. инфекционные заболеванияженщины при вынашивании ребенка – эпидемический паротит, менингит, корь, грипп, средний отит, энцефалит, краснуха;
  2. кислородную недостаточность ребенка при родах, недоношенность, низкий вес ребенка, сепсис новорожденного;
  3. врожденные инфекционные болезни – ВИЧ, токсоплазмоз, герпес;
  4. наследственную предрасположенность – до 50% всех случаев врожденной глухоты;
  5. злоупотребление женщины алкоголем, наркотиками, отравление химическими веществами при вынашивании малыша.

Глухота с детства

По данным ВОЗ 25% тугоухости и глухоты берут начало в детстве, половину этих болезней можно предотвратить. Толчком к снижению слуха в раннем возрасте и прогрессированию тугоухости служат детские болезни – корь, краснуха, свинка, менингит.

Вызвать стойкое ухудшение слуха могут средние отиты, использование ототоксичных медикаментов.

Если ребенок рано теряет слух, его речь будет отличаться рядом дефектов. У лиц с врожденной глухотой речь не развивается, а следствием глухоты становится немота. Нормальная речь формируется, если ребенок слышит и разбирает речь до 3 летнего возраста.

Речевые навыки, приобретенные в возрасте 2-3 лет, сохраняются всю жизнь.

Ребенок, потерявший слух в этом возрасте, способен читать по губам. Кроме того, повторяя мимику говорящего, ребенок способен самостоятельно произносить слова. Лечение детей от глухоты сопровождается обучением чтению по губам. Дети с частичной потерей слуха занимаются с логопедом, обучаются письму.

Малышей, страдающих глухотой с рождения, обучают языку жестов, существуют разные варианты — французский, английский, немецкий. На территории бывшего СССР преобладает единый русский жестовый язык. Кроме этого языка, есть вариант жестового языка, понятный во всем мире – «Международная Азбука Жестов».

Наследственная глухота

На сегодня известно 16 видов наследственной глухоты, обычно причиной патологии слуха становится нейросенсорная глухота, вызванная нарушениями во внутреннем ухе. При аномалиях развития внутреннего уха глухота проявляется уже у новорожденных.

Аномалии развития заключаются в недоразвитии улитки, полукружных каналов, отсутствии кортиевого органа.

Наследственная глухота может вызываться генетическими мутациями. Так, существует наследственное изменение гена, нарушающее способность нейронов внутреннего уха передавать сигнал. Исследования генома позволяют надеться на создание лекарств, восстанавливающих проводимость нейронов.

Приобретенная глухота

Резкое понижение слуха, глухота способны возникнуть внезапно в результате сильного физического напряжения, стресса, перегревания, переохлаждения. Внезапная глухота может быть односторонней и двухсторонней. Потере слуха нередко сопутствует головокружение, шум в ушах. Шум в ушах при внезапной глухоте, как правило, не проходит. Причинами глухоты могут стать:

  1. инфекционное заболевание;
  2. средний отит;
  3. сосудистые нарушения;
  4. антибиотики;
  5. сахарный диабет;
  6. опухоли.

Особенности лечения

При лечении глухоты методы медикаментозной терапии бессильны. Чаще приходится прибегать к слухопротезированию, эндопротезированию. Изучением глухоты и тугоухости занимается сурдология. Способом коррекции слуха у детей может быть использование специальных устройств, усиливающих звук.

При серьезных нарушениях слуха подбирают слуховой аппарат, если невозможно улучшить слух с помощью слухового аппарата, больному вживляют кохлеарный имплант.

У больных с кондуктивной тугоухостью применяется операция, позволяющая проводить звук не через среднее ухо, а по височной кости. Для этого в ходе операции больному устанавливаются титановые импланты, а приемник звука крепится к уху. Такая операция позволяет значительно повысить способность принимать звук.

Новые перспективы в лечении глухоты

Лечение глухоты находится под пристальным вниманием ученых. В университете Монпелье группа ученых работает над проектом использования наночастиц для восстановления слуха. Проект НаноУхо направлен на поиск эффективных безоперационных вмешательств. Использование наночастиц позволит лечить наследственную и старческую глухоту, замедлить процессы старения чувствительных клеток улитки.

Целью проекта является получение инструментов, позволяющих проникать в чувствительную клетку и восстанавливать ее функциональность. Разработка НаноУхо открывает новые возможности в слухопротезировании даже при глухоте и глубокой тугоухости.

Понимание масштабности проблемы роста тугоухости и глухоты в мире привело к официальному признанию национальных языков жестов, широкому использованию возможностей сурдоперевода, обеспечении прав лиц, страдающих от потери слуха. Разработки новых медицинских технологий, исследующие возможности компенсации потери слуха, проводятся во многих государствах мира.

Источник: https://loramed.ru/bolezni/uho/gluhota-i-tugouhost.html

Особенности развития детей с нарушением слуха: характеристика и диагностика заболевания

Актуальность проблемы нарушения слуха у детей

Нарушение нормального слуха у детей дошкольного возраста – это многогранная проблема. Ухудшение восприятия звука в столь раннем возрасте способно отразиться на психоэмоциональном развитии ребенка.

В этом случае требуется особый подход в общении с ним, так как для полноценного развития необходимо обеспечить обучение и воспитание в удобном режиме, адаптировать ребенка к условиям жизни, учитывая его особенности и многое другое.

Нормальное развитие слуховой системы

Если рассматривать механизм развития слуховой системы, этот процесс начинается еще в утробе матери в начале первого триместра беременности.

К 6 месяцу плод способен различать голоса и звуки, так как их восприятие на этом этапе уже полностью сформировано.

Определить наличие отклонений во внутриутробном периоде достаточно сложно, особенно если они не имеют явных признаков, которые могут быть различимы при стандартных исследованиях.

После рождения ребенка, его слуховая система начинает адаптироваться к новому миру. Изначально малыш плохо воспринимает некоторые частоты и буквально теряется в потоке звуковой информации. По мере становления физиологических процессов и психического развития младенца, ситуация нормализуется и уже к полугоду ребенок отзывается на собственное имя и адекватно реагирует на источники шума.

Стоит отметить следующие особенности детских ушей: некоторые части органа отличаются размерами и формой от взрослых, но по мере взросления приобретают нормальные характеристики.

Также дети не способны изначально воспринимать некоторые частоты. Адаптация к новым шумам является одной из характеристик развития детей.

У ребят дошкольного возраста с нарушением слуха некоторые процессы отсутствуют.

Причины отклонений от нормы могут быть разные. Некоторые патологии можно устранить, выполняя специальные упражнения или хирургическим путем.

Существует классификация анализаторов звуковой информации:

  • Периферический. Охватывает непосредственно уши: наружную, среднюю и внутреннюю части.
  • Проводниковый. Передача импульса через нервные окончания и рецепторы.
  • Корковый. Прием сигнала определенными участками головного мозга.

Нарушения могут быть обнаружены в одном из этих анализаторов или сразу в нескольких. При затрагивании периферической и проводниковой систем требуется специфическое обучение и воспитание в связи с серьезностью отклонений.

Симптомы отклонений

Чем раньше будут замечены отклонения в развитии и функционировании слуховой системы, тем лучше. Очевидным признаком в этих случаях является отсутствие реакции у маленьких деток на резкие звуки и собственное имя. Для дошкольного возраста выделяют такие симптомы, как:

  • жалобы на боли и дискомфорт в ушах;
  • шум в ушах;
  • игнорирование негромких звуков;
  • частые просьбы повторить сказанное;
  • громкий говор;
  • тенденция к ухудшению остроты слуха при проверке у ЛОРа;
  • невосприимчивость к некоторым диапазонам звука, нормальных для данного возраста.

Если хотя бы одна характеристика была замечена, стоит забеспокоиться. Потеря слуха в столь раннем возрасте значительно влияет на особенности психического развития малыша и его воспитание.

Существует определенная классификация среди детей с нарушением слуха:

  • Тугоухие. Снижение остроты слуха на определенное количество децибел. Различают 4 степени: 25-40 Дб, 40-55 Дб, 55-70 Дб, 70-90 Дб.
  • Глухие. Нарушение восприятия частот и снижение слуха более, чем на 90 Дб. Также выделяют 4 степени: до 250 Гц, 500 Гц, 1000 гц, 2000 ГЦ и более.

Физиологические предпосылки

Нарушение слуха происходит у детей дошкольного возраста по разным причинам. Одной из них можно выделить физиологические предпосылки для подобных процессов, которые основаны на процессах в анализаторных системах.

При возникновении проблем в периферическом анализаторе довольно часто удается избежать негативных последствий. Главными причинами отклонений становятся ушные заболевания, которые запускают процессы деструкции в органах слуха при отсутствии должного лечения.

Особенности проводникового анализатора заключаются в том, что он основан на передаче нервных импульсов в мозг, то есть в корковый отдел, возникших в периферической системе. Если цепочка этих действий будет нарушена, сигнал не достигнет своей цели и звук не будет обработан должным образом.

Корковый анализатор представлен височной долей головного мозга. Пороки этой системы могут быть как врожденными, так и приобретенными, например, вследствие травмы или болезни.

Воспитание и психическое развитие ребенка осложняется тем, что огромную долю информации человек получает именно через слух. При этом она влияет на создание абстрактных образов и развитие речевого аппарата.

Очень часто проблемы слуха у детей связаны с воспалительными заболеваниями.

Если с рождения явных предпосылок для ухудшения слуха не было, в период дошкольного возраста из-за частых отитов может возникнуть та или иная патология.

Подобное нарушение обусловливается тем, что в первые годы жизни ребенок очень уязвим перед инфекциями и вирусами. Очень часто на фоне обычной простуды возникают осложнения на уши.

Дети дошкольного возраста склонны к возникновению отитов из-за строения евстахиевой трубы и открытого доступа через неё к среднему уху.

Именно поэтому любое инфекционное заболевание может привести к развитию воспаления, которое при ненадлежащем лечении вызывает массу осложнений.

Особенности детской слуховой системы заключаются в том, что она не сформирована до конца, а потому любые изменения и патологические процессы могут привести к нарушению её функционирования.

Диагностика воспалительных заболеваний должна проводиться как можно раньше, пока не были затронуты важные элементы органов. Классификация отитов включает:

  • катаральный (тубоотит);
  • экссудативный и гнойный;
  • острый и хронический.

Возникшие отклонения могут быть постоянными или временными. В последнем случае говорят об остаточных явлениях. Это не влияет на воспитание и психическое развитие малышей, так как через несколько недель после выздоровления симптомы исчезают и слух приходит в норму.

Врожденные нарушения

У некоторых детей имеются врожденные проблемы слуха. Они возникают еще в период формирования плода, передаются по наследству на хромосомном уровне или развиваются до достижения ребенком дошкольного возраста в связи с родовыми травмами и прочими осложнениями беременности и родов.

Отличительная характеристика этих патологий – они могут быть необратимыми. Некоторые из них имеют незначительное влияние, другие же приводят к полной глухоте.

В некоторых случаях малыши рождаются с недоразвитыми органами слуха, что значительно усложняет дальнейшее воспитание ребенка. Планируя обучение таких детей, необходимо учитывать их особенности и применять специфические методики для стабилизации психического развития.

Ранняя диагностика подобных проблем увеличивает шансы на их устранение хотя бы в незначительной мере.

Классификация патологий позволяет выделить деток с полным отсутствием необходимых органов или имеющих нарушения в их функционировании. Особенно сложными являются случаи с недостатками сенсоневральных связей. Дети с врожденными нарушениями должны постоянно находиться на учете врачей и других специалистов, а также иметь доступ к центрам развития для людей с соответствующими проблемами.

Диагностика и устранение проблемы

Диагностика детей с возможным нарушением слуха включает ряд процедур. Для определения отклонений в раннем возрасте нужно обратить внимание на особенности поведения малыша и его реакции на шумы. Дальнейшая диагностика заключается в проведении таких процедур, как:

  • отоскопии;
  • аудиометрии;
  • тимпанометрии;
  • отоакустической эмиссии;
  • регистрации электрических потенциалов.

Полученные данные и характеристика психического состояния ребенка определяют дальнейшее направление лечения. Для детей дошкольного возраста применяются следующие методики:

  • медикаментозная терапия;
  • упражнения, стимулирующие развитие слухового и речевого аппарата;
  • занятия с сурдологом;
  • хирургия и слухопротезирование.

Лекарства, используемые в столь раннем возрасте, направлены на активизацию проблемных зон и устранение аномалий.

Чтобы ускорить процесс, разрабатываются специальные упражнения в виде комплексов для детей с нарушением слуха. Они включают специфические движения языком, надувание щек, работу челюстями.

Особенности ЛФК заключаются в улучшении функционирования слуховой трубы и запуске других положительных процессов.

Из-за плохого восприятия звуков затрудняется обучение ребенка и его психическое развитие. Кроме того, необходимо проводить обучение у логопеда для устранения отклонений фонематического плана. Чтобы нормализовать психическое развитие, прибегают к услугам психологов и психоневрологов. Характеристика личностного портрета пациента способствует устранению его негативных переживаний.

Эффективным способом решения проблемы является установка слуховых аппаратов и имплантатов. Для деток дошкольного возраста операция по установке кохлеарных имплантатов значительно увеличивает шансы на восстановление слуха и облегчает их воспитание.

Чем раньше будет проведена операция, тем лучший прогноз дается на будущее.

Особенности развития ребенка

Следует отметить особенности психического и умственного развития детей с нарушением слуха. При наличии достаточных усилий со стороны взрослых для обеспечения воспитательного процесса, обучение и воспитание маленьких детей с нарушением слуха демонстрирует отличные результаты.

Необходимо выделить несколько наиболее важных составляющих элементов:

  • Занятия с родителями. Первичное воспитание малыша полностью ложится на плечи родителей или опекунов. Необходимо разговаривать с ребенком и тренировать его остаточный слух, постоянно поддерживать взаимный контакт.
  • Развитие речевого аппарата. Для этого проводятся специальные упражнения, тренируются произносительные компоненты, выстраивается правильное произношение.
  • Занятия в специализированных учреждениях. Для особенных деток нужно специализированное обучение, где к каждому ребенку имеется индивидуальный подход для развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических показателей. Для занятий часто применяются усилители звука и слуховые аппараты.
  • Раннее освоение грамоты. Для полноценного освоения речи необходимо иметь навыки письма, а потому слабослышащим детям дошкольного возраста нужно предоставить возможность такого обучения с двух лет.
  • Общение с людьми, имеющих нормальный слух. Социальные контакты входят в воспитание ребенка. Ему нужно научиться находиться в обществе и общаться с другими людьми.
  • Занятия с психологами. Чтобы облегчить процесс развития и выявить возможные отклонения психического состояния, необходимо регулярно посещать соответствующих специалистов. Составленная ими характеристика ребенка облегчит общение с ним и подскажет направления, требующие особого внимания.
  • Активные занятия. Помимо обычных занятий, нужно внедрять и физические упражнения. Активная деятельность отвлекает ребенка от проблемы и помогает ему найти свое место в жизни в будущем.

Правильный подход и комплексное лечение позволяют снизить влияние имеющихся расстройств. Большинство деток имеют возможность жить полноценно, несмотря на свои проблемы со здоровьем.

Источник: http://BezOtita.ru/ushnye-zabolevaniya/narushenie-sluha-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Нарушение слуха у детей

Актуальность проблемы нарушения слуха у детей

Нарушение слуха у детей – это неспособность полноценно воспринимать звуки. Выявление проблемы должно насторожить родителей и стать немедленным поводом для посещения врача. Своевременная диагностика позволяет начать немедленное лечение.

Причины

Дети с нарушениями слуха либо рождаются, либо проблема является приобретенной впоследствии. Формы ее может быть две: полная и частичная. В случае полной глухоты ребенок полностью лишается возможности слышать и воспринимать какие-то звуки. А также нарушение слуха становится причиной в замедленном умственном развитии.

Причины тугоухости могут быть следующими:

  1. Заболевание передается по наследству от родственников или родителей.
  2. Во время беременности были нарушения. Женщина перенесла инфекционные заболевания, злоупотребляла вредными привычками, принимала какие-то лекарственные препараты и прочее.
  3. Дети с нарушениями слуха могут родиться из-за того, что при рождении были получены соответствующие травмы, либо нарушением в развитии речи. Относится сюда и дефицит веса, гипоксия, то есть недостаток кислорода.
  4. После появления на свет были перенесены заболевания, касающиеся органов слуха либо уши были травмированы.
  5. Причины нарушения слуха могут быть связаны с аденоидами. Миндалины увеличены, в результате слуховая труба закупоривается, происходит нарушение слуха. Для того чтобы решить проблемы достаточно удалить аденоиды, слух после этого будет полностью восстановлен.
  6. Нарушения слуха наблюдаются даже при наличии серной пробки, а также из-за присутствия инородных предметов.
  7. Перенесенная химиотерапия.
  8. Применение антибактериальных препаратов.

Роль слуха в развитии ребенка несомненно важна. Слабослышащий малыш отстает в развитии от сверстников, воспитывать его гораздо сложнее. Именно поэтому диагностика должна проводиться на ранней стадии развития заболевания.

Характеристика

Дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Проблема оказывает прямое воздействие на формирование речевого аппарата. Своевременная диагностика слуха у дошкольников позволяет предпринять соответствующие меры. Важное значение играют движения, тактильные контакты.

Особенности развития заметны сильно. Характеристика детей с нарушением слуха:

  1. Наблюдается задержка в развитии моторики.
  2. Неспособность полноценно развиваться физически.
  3. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  4. В разговорной речи присутствуют нарушения.
  5. Внимание плохое, трудно сконцентрироваться на чем-то одном.
  6. Развиваются сопутствующие патологии.

Можно также отметить и психологические особенности детей с нарушением слуха, охарактеризовать это можно следующим образом:

  1. По сравнению с детьми, у которых нет проблем с психофизическим развитием, больной ребенок отстает на несколько лет.
  2. Ребенок мало двигается, активные игры не любит, а точнее не может в них играть.
  3. Подвижные игры воспринимаются с трудом, некоторые движения замедлены.
  4. В пространстве могут возникать проблемы с движениями, координация абсолютно не такая, как у здоровых сверстников.

Развитие мышления у детей с нарушением слуха нарушается. Любая информация воспринимается с трудом, общение с людьми достаточно непростое, многие в этом испытывают большие трудности. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие личности.

Некоторые формы заболевания могут привести к тому, что ребенок вырастет с большим багажом комплексов.

Классификация патологий

Характер выраженности проблемы со слухом может быть разным у каждого. Как уже было сказано выше, формы развития заболевания может быть две – приобретенная и врожденная. Каждая из них отличается своими определенными особенностями.

Приобретенные

причина подобного нарушения – осложнения после перенесенного гнойного отита. Привести к таким аномалиям могут и инфекции в острой форме – ангина, грипп и прочее. Существует несколько уровней снижения остроты слуха: легкая форма, средняя и тяжелая.

Врожденные

Подобное нарушение является наследственным. У глухих людей в 80% случаях рождаются такие же малыши, то есть тоже с проблемами тугоухости. Помимо этого, это может быть связано и с другими факторами, которые нарушают развитие малыша еще в тот момент, когда он находится в утробе своей мамы.

В данную категорию входит следующее:

  1. Ионизирующее облучение.
  2. При беременности женщина употребляла наркотики, пила, курила, принимала некоторые лекарственные препараты.
  3. Беременная женщина перенесла какое-то заболевание: краснуха, паротит и прочее.

После пройденного обследования ставится диагноз, после чего подбирается метод лечения.

Особенности развития

Психическое развитие детей с тугоухостью отстает от сверстников. Для того чтобы справиться с таким нарушением необходимо правильно воздействовать на его личность и дать ему соответствующее образование.

Обучение при нарушении слуха проходит в соответствующем специализированном месте. Там есть все условия для того, чтобы малыш мог полноценно развиваться, его личность будет формироваться, психические характеристики также будут восстановлены.

Логопедическая работа позволяет правильно сформировать речь, улучшить память. Дети учатся читать по губам своего преподавателя. Они могут воспринимать разную форму речевой деятельности.

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха – это долгий и трудоемкий процесс. Ключевую роль в этом играют наглядные предметы, делаются различные инсценировки и подобное этому.

Особенности психического развития малыша с нарушением слуха должны контролировать прежде всего сами родители. Важно заниматься с ребенком, проверять как он реагирует на звуки.

Рекомендации родителям

Средств борьбы с заболеванием конечно не много. Родители должны окружить ребенка заботой и любовью как никогда. К основным мероприятиям относится следующее:

  1. Воздержитесь от молчания, необходимо постоянно заботиться о ребенке, не делать его особенным, то есть относиться точно также как и к другому малышу.
  2. Развиваться малыш должен точно так же как обычные дети.
  3. Компенсировать потерю слуха можно с помощью слухового аппарата.
  4. Приучать подростков к слуховому аппарату не просто, никакого насилия быть не должно, поощряйте, больше играйте.
  5. Особенности речевого развития следует обсудить с врачом.
  6. Игровая деятельность при нарушении слуха тоже особенная. Дома должно быть много резиновых игрушек, пищалок.
  7. Никогда не появляйтесь перед ребенком внезапно, это может напугать его.

Любая сфера деятельности детей с нарушением слуха должна обсуждаться с врачом.

Верботональная система обучения

Методы обучения могут быть разными. Коммуникативной деятельности отводится наибольшее значение. Ведь как уже было сказано выше проблемы со слухом оказывают прямое воздействие на развитие личности.

Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха – это старый метод решения проблемы, впервые он был внедрен в 1950 году.

Методика включает в себя не только полный комплекс диагностических мер, но и коррекцию проблем, связанных с нарушением голоса, а также особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха. Для того чтобы добиться положительного результата в лечении к проблеме нужно подходить комплексно.

Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью верботональной системы проходит следующим образом:

  1. Прохождение полного диагностического обследования, проводят его медицинские работники и педагоги. Это позволяет скорректировать дальнейший план действий.
  2. Разрабатываются игры для детей с нарушением слуха, специальные занятия, ребенок откроет в себе голоса, звуки, а также способность имитировать.
  3. Проводятся беседы с родителями.

Существует несколько методов верботонального развития:

  1. Фонетическая ритмика – малыш выполняет специальные упражнения по движению тела, учится правильно дышать.
  2. Занятия, на которых включается музыка – в формировании речи имеет большое значение.

С помощью специальных занятий преподаватели могут развить моторику, учат ребенка владеть своим телом, а также чувствовать его. Таким образом, он сможет ориентироваться в пространстве. Делаются прыжки, кувырки, раскачивания и прочие упражнения.

Профилактика

Специфику профилактических действий определяет врач. Реабилитационный период должен начинаться уже в два года. Для восстановления ребенка отдают в специализированные детские сады и школы.

Своевременная профилактика нарушения слуха позволяет добиться максимально успешных результатов. В домашних условиях родители должны постоянно общаться с ребенком, проявлять терпение. Ребенок должен видеть, как разговаривает собеседник, то есть видеть его движения губами.

Профилактические действия включают в себя следующее:

  1. Организм нужно закаливать. С помощью стимулирующего действия сопротивляемость организма к различным инфекциям и прочим заболеваниям будет повышена.
  2. Питание должно быть правильным. Меню должно быть богато полезными продуктами насыщенных витаминами, минералами, жирами и углеводами.
  3. Поддерживайте влажность в помещении и температуру.
  4. Любые заболевания, будь то простой насморк или что-то серьезное, нужно лечить своевременно.

Это простые правила, но именно они могут защитить ребенка.

Для того чтобы слуховая система развивалась правильно нужно соблюдать гигиену слуха, сюда относятся следующие мероприятия:

  1. В любое время года одевайте ребенка соответственно погоде. Что касается осени и зимы, то уши его должны быть постоянно в тепле, чтобы не допустить их переохлаждения.
  2. Не допускайте того, чтобы ребенок находился в местах где громкость звука более 80 дБ.
  3. Малыш должен дышать только носом, если возникает насморк его необходимо быстро устранять.
  4. И родители, и окружающие люди, с которыми контактирует ребенок, должны говорить четко и правильно.

Воспалительные процессы носоглотки важно выявлять своевременно. Именно это часто становится причиной появления проблем с ушами, что в результате приводит к тому, что развивается заболевание под названием тугоухость. Если у родителей возникают хоть небольшие сомнения по поводу того, что ребенок слышит не полноценно, необходимо показывать его доктору.

Как показывает статистика, детей намного чаще беспокоят проблемы со слухом нежели, взрослых людей. Они могут быть не только врождёнными, но и приобретенными, в любом случае это негативным образом сказывается на интеллектуальном и физическом развитии.

Для того чтобы этого не допустить, нужно не пренебрегать визитами к врачу и не только при наличии подозрительных симптомов, но и просто в качестве профилактики.

Нарушение слуха у детей Ссылка на основную публикацию

Источник: https://lorgid.ru/ear/deti/deti-s-narusheniem-sluha

Классификация нарушения слуха у ребенка: причины появления симптомов и методы лечения

Актуальность проблемы нарушения слуха у детей

Чем быстрее обнаружена утрата слуха, тем больше шансов, что вследствие лечения либо оперативного слухопротезирования дошкольник овладеет речью и сумеет в соответствии с нормой совершенствоваться и обучаться.

Классификация нарушения слуха у ребенка:

Глухой не слышит разговор находящихся вокруг и при применении слуховых устройств. Ребята с глухотой учатся в специализированных организациях и школах. Глухота имеет четыре степени в связи с порогом улавливаемых звуков. Плохо слышащие разговор находящихся вокруг слышат с затруднениями, нуждаются в применении слуховых устройств.

Патогенез

Все без исключения патологии слуха делят на три категории:

  • потомственные;
  • природные;
  • полученные.

Глухота, в свою очередь, разделяется на кондуктивную, которая сопровождается патологиями звукопроводной системы, и нейросенсорную, характеризующуюся тем, что испорчена звуковоспринимающая система.

Неблагоприятными условиями, провоцирующими появление глухоты и тугоухости, являются:

  • тяжелая беременность матери в данный промежуток патологии этапа новорожденности;
  • вирусные заразы;
  • заражение инфекциями;
  • заболевания лор-органов;
  • использование токсичных лекарств в период беременности, что требует выполнения заблаговременной диагностики слуха у новорожденных детей.

Реакция на звуки у только что родившихся возникает через 2-3 недели после появления на свет. Гуление переходит в лепетание через 4-5 месяцев.

В случае если у отца с матерью возникают сомнения, что ребенок не откликается на звуки, гуление со временем затухает, не переключаясь в лепетание, а в более позднем возрасте останавливается речевое развитие, родители обязаны незамедлительно проинформировать своего участкового педиатра либо отоларинголога.

Специалисты говорят о следующих причинах патологии:

  • Нарушения слуха могут передаться от отца, матери и других родственников. К тому же проблемы со слухом могут возникнуть через несколько поколений посредством рецессивных генов.
  • Генетические нарушения, разнообразные мутации. Могут произойти в результате неправильного образа жизни одного или обоих родителей, плохой экологии, загрязненности окружающей среды, а также при злоупотреблении родителей алкоголем, никотином или же наркотическими и психотропными веществами.
  • Неправильный образ жизни будущей матери во время беременности. Курение, алкоголь, наркотики, в некоторых случаях употребление нездоровой пищи или пониженная активность могут привести к патологиям.
  • Болезни, перенесенные во время беременности, также могут сказаться на развитии слуха малыша.
  • Родовые травмы, неправильно проведенное кесарево могут негативно сказаться на состоянии здоровья новорожденного. Болезни, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, могут негативно сказаться на слухе ребенка.
  • Аденоиды – мелочь, которая доставляет немало дискомфорта ребенку и много хлопот его родителям. При обнаружении аденоидов отоларингологом их необходимо своевременно удалить, после чего у ребенка пройдут проблемы со слуховым органом.

Симптомы

Нарушения слуха очень тесно переплетаются с задержкой в интеллектуальном или психологическом развитии, так как, не слыша большинства звуков и/или не умея их воспроизводить, ребенок не умеет адекватно воспринимать мир, реагировать на те или иные вещи и просто общаться со сверстниками.

Чтобы предупредить дальнейшие ухудшения слуха и предотвратить отклонения в развитии, необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Итак, симптомы нарушения слуха у ребенка:

  1. В первые недели и месяцы жизни новорожденного диагностировать какие-либо нарушения необычайно сложно. Развитие детей происходит по-разному, однако если малыш в течение трех-четырех недель ни разу ни среагировал на голос матери или не вздрогнул при громком шуме, следует обратиться к педиатру.
  2. Если до пяти месяцев ребенок не воспроизводит никаких звуков, то это опасный симптом. Возможно, он ничего не слышит.
  3. Опять же, если до года малыш не пытается сказать слова, воспроизвести звуки, похожие на речь, – это очень плохой симптом, говорящий о тугоухости, глухоте, в некоторых случаях – аденоидах и связанной со всем этим задержкой в развитии.
  4. Если маленький ребенок пытается воспроизводить звуки лепетанием или каким-либо другим способом, но у него наблюдаются задержки или нарушения развития – необходимо обратиться к врачу (т. к. задержка в развитии может возникать из-за нарушения слуха).
  5. Переспрашивание, реагирование только на громкую речь – симптомы нарушения слуха у детей постарше.

Тугоухость

Тугоухость — потеря функциональности органов слуха, напрямую связанная с возникновением определенных сложностей в восприятии человеческого голоса и сопряженная с сокращением словарного запаса.

  1. Кондуктивная разновидность тугоухости непосредственно связана с возникновением препятствий на пути восприятия и передачи звука (звуков). Звуки окружающего мира не передаются по слуховому каналу от среднего внутреннему уху. Распространенный пример: скопление ушной серы в ушном канале, деформация или травма барабанной перепонки, развитие процесса воспаления в ушном канале.
  2. Сенсоневральная разновидность тугоухости вызвана общим снижением функциональности органов слуха, обусловленным возникновением и развитием заболеваний слухового нервного канала или одного из отделов слуха в коре головного мозга человека. Первопричиной данной разновидности является осложнение при заболевании вирусными заболеваниями (групп), развитие патологических заболеваний сердечно-сосудистой системы, систематическое пребывание в стрессовых ситуациях и нервное истощение, постоянное нахождение в зашумленной среде.
  3. Смешанная разновидность тугоухости обусловлена потерей функциональности органов слуха при травмах головы, после длительного приема медикаментов, осложнений воспалительных процессов в органах слуха, перенесенных ушных заболеваний. Смешанная разновидность тугоухости зачастую проявляется вследствие воздействия на органы слуха вибраций и громких монотонных шумов, после перенесенных гипертонических заболеваний, атеросклероза. В преклонном возрасте смешанная разновидность тугоухости обусловлена сниженным кровоснабжением органов слуха.

Глухота

Глухота — снижение функционирования органов слуха, при котором самостоятельное развитие речевого аппарата невозможно.

Глухота является сложной формой нарушения функционала слуха, так как зачастую проявляется у детей с самого рождения и несет ряд осложнений для социальной адаптации детей.

Возникновение глухоты происходит из-за генетической наследственности или появления патологий в перинатальный период развития малыша.

Нарушение фонематического слуха у детей называется дислалией. При этом заболевании человек не может произносить правильно звуки, при этом происходит их смешивание, и это чем-то напоминает речь трехлетнего ребенка. Но у детей этого возраста такая речь считается нормой. О заболевании можно говорить, если речь не меняется по достижении четырех лет.

Основными признаками нарушения фонематического слуха у детей считаются:

  • замена звуков;
  • пропуск звуков в своей речи либо их перестановка;
  • слабое разделение звуков (часто встречается замена «ш» на «с»).

Причины дислалии

Причинами нарушения могут стать:

  • иммунодефицит;
  • инфекционные заболевания;
  • проблемы с щитовидной железой;
  • плохое влияние социума;
  • неблагоприятный пример (родители с дефектами речи).

Диагностика нарушения слуха у ребенка проводится несколькими специалистами. Лечение дислалии должно выполняться комплексно. Помимо неврологов, участие принимают родители, учителя и логопеды. Различные лекарственные препараты стимулируют работу мозга и увеличивают объем памяти.

Чаще всего врачи назначают “Пантогам” для повышения работоспособности и стимуляции центральной нервной системы.

Для снятия напряжения и улучшения сна назначается “Глицин”, “Фенибут” – для устранения чувства страха, “Кортексин” применяют при наличии травм головы. Также необходимо скорректировать рацион питания.

В это время, согласно существующим методикам, идет развитие фонематического слуха.

Лечение патологии слуха у малышей

Лечение нарушения слуха у ребенка происходит с помощью следующих способов:

  1. Фармацевтические средства.
  2. Установленные способы сурдологического и логопедического характера.
  3. Постоянные упражнения слухового и речевого развития.
  4. Применение аппаратов слухопротезирования.
  5. Советы психоневролога для стабилизации нервной системы и психологической сферы малышей.

Логопедическая работа

Логопедическая деятельность при нарушении слуха детей в ДОУ играет важную роль, так как у слабослышащих ребят прослеживаются патологии речи, связанные с произношением.

Логопеды проводят обучение таким способом, чтобы усовершенствовать артикуляцию и достичь естественного произнесения слов и фраз.

При этом применяются разнообразные логопедические технологии общего характера и подобранные специально, учитывая индивидуальные особенности малышей.

Существует несколько процедур, которые используются при патологиях слухового канала с целью усовершенствования его функционирования. К ним принадлежат специализированные упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щек.

Профилактика

Самые распространенные причины нарушения слуха у детей – наследственность, негативные факторы окружающей среды, неправильный образ жизни родителей и перенесенные болезни.

На основе этого списка можно сделать выводы о том, как обезопасить ребенка от проблем со слухом. С наследственностью ничего сделать нельзя – можно лишь защитить ребенка путем прохождения частых медицинских обследований и своевременных диагностик нарушений.

Во время планирования ребенка также необходимо позаботиться о его здоровье, то есть:

  • начать вести здоровый образ жизни;
  • пить витамины;
  • встать на учет в центре планирования семьи;
  • сдать анализы.

Другие меры

Чтобы не травмировать ушную раковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную раковину от агрессивной окружающей среды.

Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.

Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.

Своевременные прививки – косвенная защита от нарушений речевого слуха у ребенка (т. к. многие прививки предупреждают развитие заболеваний, дающих осложнения на слуховой аппарат).

И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.

Источник: http://fb.ru/article/381848/klassifikatsiya-narusheniya-sluha-u-rebenka-prichinyi-poyavleniya-simptomov-i-metodyi-lecheniya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.