Агрессивное поведение старшего ребенка

Содержание
  1. Агрессивное поведение детей
  2. Причины агрессивного поведения детей
  3. Классификация
  4. Симптомы агрессивного поведения детей
  5. Диагностика
  6. Лечение агрессивного поведения детей
  7. Прогноз и профилактика
  8. Агрессия у детей – признаки, причины, лечение. Откуда агрессия у ребенка? Как справиться с агрессией?
  9. Агрессия у детей
  10. Причина агрессии у детей
  11. Откуда агрессия у ребенка?
  12. Признаки агрессии у детей
  13. Лечение агрессии у детей
  14. Как справиться с агрессией?
  15. Итог
  16. Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?
  17. Социальные предпосылки агрессивности
  18. Биологические предпосылки агрессивности
  19. Психокоррекционная работа
  20. Агрессивный ребенок
  21. Возрастные особенности
  22. Виды агрессии
  23. Факторы, влияющие на ребенка
  24. Портрет агрессивного ребенка
  25. Агрессивный ребенок — рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
  26. Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный
  27. Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение старшего ребенка

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить.

Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты.

Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность.

Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера.

Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Причины агрессивного поведения детей

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам.

Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.

Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения.

Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии.

Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе.

По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами.

Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы агрессивного поведения детей

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию.

У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.

Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности.

Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов.

Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность.

Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды.

Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений.

При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов.

Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы.

Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза).

Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций.

К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный.

Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме.

Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-aggression

Агрессия у детей – признаки, причины, лечение. Откуда агрессия у ребенка? Как справиться с агрессией?

Агрессивное поведение старшего ребенка

Ребенок быстро растет, поражая своим новым поведением родителей. Еще недавно он мило улыбался всему миру и людям, а теперь готов плакать, капризничать и лезть в драку.

Если родители оказываются неподготовленными к тому, что у их малыша начнут появляться негативные качества, тогда они оказываются в тупике: «Откуда появляется агрессия у ребенка? Как справиться с агрессией?».

Когда родители становятся свидетелями того, что у детей проявляется агрессия со всеми присущими ей признаками и причинами, встает вопрос о лечении малышей от данного качества.

Агрессия у детей

Детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения.

Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей.

К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого.

Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения.

Однако в последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира.

Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.).

Практически в каждом коллективе найдется агрессивный ребенок. Он будет задираться, лезть в драки, обзываться, пинать и другими способами провоцировать других детишек. Первые признаки агрессии у детей появляются еще в младенческом возрасте, когда ребенка отлучают от груди. Именно в период, когда ребенок не чувствует себя защищенным и нужным, он начинает переживать.

Агрессия многих детей является попыткой привлечь к себе внимание родителей, которые мало уделяют внимания либо вообще игнорируют.

«Я никому не нужен», — и ребенок начинает пробовать различные модели поведения, которые помогут ему привлечь внимание. Жестокость и неповиновение часто помогают ему в этом.

Он замечает, что родители начинают с ним общаться, дергаются, беспокоятся. Раз подобное поведение помогает, оно начинает закрепляться на всю жизнь.

перейти наверх

Причина агрессии у детей

Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:

  1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
  3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
  4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
  5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
  6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
  7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
  8. Высокая возбудимость.
  9. Недостаточная развитость интеллекта.
  10. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  11. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  12. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком. Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.

Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.

перейти наверх

Откуда агрессия у ребенка?

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru отмечает, что агрессивность детей имеет множество причин.

Здесь могут быть как семейные проблемы, отсутствие желаемого, экспериментирование своего поведения, лишение чего-то ценного, так и соматические расстройства. Дети всегда копируют поведение своих родителей.

Часто взрослым следует посмотреть на то, как они себя ведут в присутствии детей, чтобы понимать, откуда агрессия проявилась у ребенка.

Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Иногда ребенок просто смотрит на реакцию окружающего мира путем проявления того или иного поведения. Если агрессию проявляет мама, тогда малыш просто копирует ее.

В 3-летнем возрасте агрессивность проявляется по причине желания иметь красивую игрушку. Детки начинают толкаться, плеваться, ломать игрушки, истерить. Желание родителей заставить ребенка успокоиться является неудачным. В следующий раз малыш просто усилит свою агрессию.

4-летние малыши становятся более спокойными, однако их агрессивность начинает проявляться в играх, где нужно отстоять свою точку зрения. Ребенок в данном возрасте не принимает чужого мнения, не терпит вторжения на свою территорию, не умеет сочувствовать и понимать желания других.

В 5-летнем возрасте мальчики начинают пробовать свои силы в проявлении физической агрессии, а девочки – в словесной. Мальчики начинают драться, а девочки дают прозвища, насмехаются.

Именно в 6-7-летнем возрасте дети научаются немного контролировать свои эмоции. Это проявляется не в мудром подходе к делу, а просто к сокрытию своих чувств. Будучи агрессивными, они могут мстить, дразниться, драться. Этому способствуют чувства заброшенности, отсутствия любви и асоциальная среда.

перейти наверх

Признаки агрессии у детей

Только ребенок может чувствовать свои эмоции. Далеко не всегда он способен осознать их и понять причины. Вот почему родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что-то не то. Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки.
  • Бьют сверстников.
  • Мстят.
  • Не признают своих ошибок.
  • Отказываются соблюдать правила.
  • Гневаются.
  • Плюются.
  • Щипаются.
  • Замахиваются на других.
  • Используют оскорбительные слова.
  • Истерят, зачастую напоказ.

Если родители используют в воспитании малыша метод подавления, тогда ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Однако при этом они никуда не уходят.

Расстроенность и беспомощность ребенка заставляет его искать любые способы справиться с проблемой. Если родители при этом не понимают чувств ребенка, тогда они своими мерами только усугубляют поведение малыша.

Это еще больше угнетает ребенка, который хотел не того, что сделали родители. Когда отсутствует искренность и проявление заботы со стороны родителей, тогда ребенок начинает вызверяться на них или на других детях.

Все начинается с того, что ребенок пробует истеричные формы агрессии: протест, крики, плач и т. д. Когда бьются и ломаются игрушки, ребенок таким образом выплескивает свое негодование.

Уже после данного периода наступает момент, когда ребенок начинает пробовать свои вербальные навыки. Здесь используются слова, которые он слышал от своих родителей, из телевизора или от других деток. «Словесная перепалка», где должен победить только ребенок, — частый способ проявления агрессии.

Чем старше малыш, тем больше он начинает совмещать физическую силу и словесные выпады. Тот метод, который у него больше всего получается, помогает в достижении цели, он использует и совершенствует.

перейти наверх

Лечение агрессии у детей

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество.

Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной.

«Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке.

Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции.

Вашей задачей является сохранение агрессии как эмоции, но устранение ее как черты характера. В этом случае активное участие принимают родители.

Если их меры воспитания еще больше усугубляют ситуацию, тогда методы лечения, применяемые психологами, становятся более сложными и продолжительными.

Не следует уповать на то, что с возрастом ребенок станет добрее. Если упустить момент зарождения агрессии, это может привести к формированию данного явления как качества характера.

Самым эффективным способом устранения агрессии является исправление той проблемы, из-за которой ребенок негодует. Если малыш просто капризничает, тогда не следует реагировать на его истерику.

Если же речь идет о недостатке внимания, любви, общего досуга, тогда следует изменить свои отношения с ребенком. Пока причину агрессии не устранить, сама по себе она не исчезнет.

Любые попытки уговорить ребенка больше не быть злым приведут лишь к тому, что он просто научится скрывать собственные чувства, однако агрессия при этом никуда не исчезнет.

В момент, когда ребенок проявляет агрессию, следует разобраться с факторами, которые ее вызывают. Какие триггеры запускают механизм агрессивности? Зачастую родители своими поступками вызывают злость у ребенка и негодование. Изменение поведения родителей влечет изменения в поступках ребенка.

перейти наверх

Как справиться с агрессией?

Зачастую причиной агрессии у детей является не налаженные отношения с родителями. Таким образом, справиться с агрессией можно только путем коррекции поведения как родителей, так и детей. Здесь даются упражнения, которые ребенок выполняет сам либо с родителями.

Хорошим упражнением становятся ролевые игры, где ребенок и родители меняются местами. Малыш имеет возможность показать, как родители себя ведут по отношению к нему.

Также здесь разыгрываются сцены, когда ребенок ведет себя плохо, а родители научаются с ним правильно контактировать.

Родителям не помешает изучить литературу или пройти консультацию у семейного психолога, где они смогут получить информацию о том, как правильно реагировать на агрессию ребенка, как его воспитывать и какими способами усмирять его гнев.

Немаловажным становится поведение самих родителей не только в отношении ребенка, но и в адрес остальных людей. Если они сами проявляют агрессию, тогда становится понятным, почему их ребенок агрессивен.

Подходы воспитания детей у обоих родителей должны быть схожими. Они должны быть последовательными и едиными. Когда один родитель все разрешает, а другой – запрещает, это позволяет ребенку любить одного и ненавидеть другого. Родители должны продумать меры и принципы своего воспитания, чтобы ребенок понимал, что есть нормальным и правильным.

Также здесь используются методы:

  • Битье подушки.
  • Переключение внимания на другое занятие.
  • Рисунок собственной агрессии, который можно разорвать.
  • Исключение родителями со своей стороны запугивания, оскорбительных слов в момент агрессии ребенка, шантажирования.
  • Соблюдение полноценного питания.
  • Спорт.
  • Выполнение упражнений по релаксации.

Родителям следует почаще проводить досуг с детьми, интересоваться их мыслями и переживаниями. Также здесь помогает исключение из развлечений агрессивных компьютерных игр и просмотр насильственных передач, фильмов. Если родители находятся в разводе, тогда ребенок не должен этого ощущать. Его общение должно спокойно происходить как с матерью, так и с отцом.

перейти наверх

Итог

Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.

Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».

Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.

Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников.

Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит.

Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?

Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми.

Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей.

Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Источник: http://PsyMedCare.ru/agressiya-detey

Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?

Агрессивное поведение старшего ребенка

Агрессивное поведение ребенка — это реакция на внешние раздражители, выраженная в деструктивной форме: плаче, громком крике, строптивости, непослушании, нанесении ущерба, причинении вреда окружающим.

Социальные предпосылки агрессивности

Семейная среда и воспитание играют главную роль в становлении поведения малыша. Если родители, воспитатели, другие взрослые ведут себя грубо, пытаются подавить волю, ребенок будет вынужден защищаться.

Среди основных причин социального характера можно выделить следующие:

  • агрессия со стороны родителей, старших родственников;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • дефицит внимания, гиперопека;
  • запреты, ограничения;
  • развод, конфликты в семье;
  • телевизор, компьютерные игры.

Агрессия, насилие со стороны родителей выражаются в регулярных наказаниях за мельчайшие проступки. Резкие слова, оскорбления, рукоприкладство складываются у малыша в определенную модель поведения, которую он усваивает с раннего возраста.

Дефицит внимания способствует тому, что малыш старается всеми известными способами вернуть его к себе. И, наоборот, если ребенку внушили, что он «пуп вселенной», то любое противоречие он тоже встречает вспышкой агрессии.

Запреты на самовыражение, окрики при попытках ребенка выплеснуть лишнюю энергию, заговорить громко или попрыгать, не всегда уместны. Энергия малыша обязательно должна находить выход, иначе он станет нервным и раздражительным.

Немаловажным фактором является и содержимое компьютерных игр, телевизионных передач. Особенно, если родители пренебрегают классикой в погоне за модой и «шедеврами» западного кинематографа.

Биологические предпосылки агрессивности

В отечественной психологии ведущее место занимает теория Б. Теплова о типах темперамента, в которой он утверждает, что эмоциональное реагирование зависит от природного темперамента малыша. Хотя «чистых» типов и не существует, всегда один проявляется более ярко. Именно он и определяет форму поведения ребенка.

Зарубежные психоаналитики выдвигают две теории, успешно объясняющие детскую агрессию. Одна сводится к тому, что виновата во всем генетика.

Вторая утверждает, что человек имеет два противоположных инстинкта — созидательный и разрушительный. Его поведение зависит от того, какой из них начинает при определенных условиях преобладать.

Причем, ученые утверждают, что агрессию у таких детей нельзя преодолеть, ее можно только временно сдерживать.

Психокоррекционная работа

В задачу психологов, социальных педагогов входит работа не только с агрессивными школьниками, дошкольниками, но и со всем ближайшем окружением: родителями, другими родственниками, друзьями. Независимо от выявленных причин агрессивного поведения, следует придерживаться определенной стратегии:

  1. Важным условием эффективной работы является развитие позитивной самооценки ребенка. Отсутствие со стороны всех, без исключения, взрослых «навешивания ярлыков».
  2. Следует полностью убрать приказной тон. Не стыдить, не унижать, не обвинять и не наказывать. Если малыш будет бояться, его страх может спровоцировать новые конфликты.
  3. По максимуму стараться хвалить ребенка. При этом важно находить и видеть именно реальные заслуги и достижения.
  4. Во время приступов необходимо успевать переключить внимание малыша или подростка на другое занятие, которое не будет его раздражать и провоцировать.
  5. Желательно обсуждать каждый негативный поступок наедине, после того, как агрессия спадет и ребенок успокоится. Объяснить, что гнев могут испытывать все, важно научиться его контролировать.
  6. Прививать навыки общения с окружающими людьми, со сверстниками, найти дело, которое ребенку понравится, превратить его в хобби. Увлечения — лучший способ снятия блоков и страхов, способных вызвать агрессию.
  7. Обучать методам снятия напряжения: использовать «мешочек для крика», стол с надувным молотком, занять спортом. Нельзя подавлять состояние и загонять агрессию вглубь.
  8. Демонстрировать только правильное отношение к людям, животным, неодушевленным предметам.
  9. Искусственно создавать ситуации, где ребенок будет успешным, уверенным, сможет помочь друзьям, перестанет бояться и защищаться. Для этого существуют методы изотерапии, сказкотерапии, игровые моменты.

Работать с ребенком нужно начинать при первых признаках агрессивного поведения, чтобы вредные привычки не укоренились. Впоследствии скорректировать их будет намного сложнее.

Источник: https://psychologyc.ru/agressivnoe-povedenie-rebenka/

Агрессивный ребенок

Агрессивное поведение старшего ребенка

Многие родители рано или поздно сталкиваются с проблемой агрессивного поведения у детей, не зная при этом — что делать. Прежде, чем искать советы, нужно понять, что имеют в виду специалисты под проявлением агрессии. Так может называться форма словесных оскорблений, причинение вреда имуществу.

До сих пор нет единой точки зрения на причины детской агрессии. Некоторые специалисты полагают, что это исключительно врожденная особенность характера, другие считают, что виноваты неблагополучная обстановка дома, недостаточное воспитание, социальная отстраненность.

Возрастные особенности

В любом возрасте агрессия у детей является способом донести важную информацию до окружающего мира. До определенного возраста это индикатор протекающего развития.

На самом первом жизненном этапе злость — защитная реакция. Появляется в ответ на дискомфорт и служит для привлечения внимания взрослого.

Агрессия у детей в 2-4 года — попытка научиться взаимодействовать с окружающим миром. Чаще всего направлена на родителей и нужна, чтобы предъявить свои требования или желания.

На этот период приходится кризис трехлетнего возраста. Детки уже понимают, что они отдельные от мамы, самостоятельные люди.

Но они еще не знают правильных способов выражения своих требований, поэтому часто прибегают к злости, например, к укусам.

В дошкольном возрасте дети начинают переживать обиды. Нередко расстройства связаны с игрушками или играми со сверстниками. Дети дошкольного возраста уже умеют разговаривать, но умение вербально выражать желания формируется постепенно.

В качестве защитной реакции возникает агрессия. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста особенно волнует родителей перед школой.

Но по мере взросления раздражение уменьшается, и повышается способность решать конфликты в устной форме.

В этом возрасте бывший дошкольник попадает в новую среду — в школу, учится встраиваться в новое сообщество со своими правилами. Кроме того, у детей младшего школьного возраста происходит скачок в развитии.

Теперь дети уже не малыши. Они активно взрослеют, проявляют интерес ко взрослой жизни.

Чаще всего агрессивное поведение детей младшего школьного возраста связано именно с неприятием родителями того факта, что с ребенком пора общаться на равных.

10-12 лет — этап, который иначе называется младшим подростковым. Своего рода подготовка к переходному возрасту, подростковому периоду. Сейчас уже родители и другие взрослые теряют свой авторитет в глазах подростка. Значительно важнее становится мнение сверстников. Приступы агрессии являются закономерными и свидетельствуют об изменениях в организме.

Если до этого времени ничто в поведении сына или дочери не вызывало опасений, то не спешите бить тревогу. Постепенно поведение нормализуется. Если ребенок нервный и агрессивный, если ранее вы сталкивались с неконтролируемой злостью, или вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией,  необходима диагностика у специалиста.

Приступы агрессии у ребенка — частое явление. В описанных случаях это — сигнал о появлении новых эмоций, с которыми малыш пока не умеет справляться как следует, поэтому не должно вызывать особого беспокойства у родителей.

Нужно проявить внимание и объяснить, как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Основной пример для детей любого возраста — их родители. Поэтому есть смысл посмотреть, как вы разбираетесь с конфликтными ситуациями.

Вероятно, его поведение — копия вашего.

Однако если такое поведение носит затяжной характер, стоит обратить на него внимание. Специалисты выделяют ряд признаков, по которым можно определить предрасположенность к агрессивному поведению у ребенка:

  1. Чувствительность и, следовательно, постоянные обиды.
  2. Отказ от выполнения правил.
  3. Провоцирование на конфликт.
  4. Чрезмерно эмоциональная реакция на действия окружающих.

Перечисленные качества могут быть просто особенностями характера, а могут оказаться сигналом более серьезных проблем. Внимательно понаблюдайте, почему малыш совершает те или иные действия, прежде чем делать выводы.

Виды агрессии

Виды агрессивной реакции делят на несколько типов:

  1. Вербальная — непоседа пускает в ход весь свой лексический запас, чтобы оскорбить другого человека.
  2. Физическая — в ход идут кулаки, зубы, ногти. Ребенок активно лезет в драку.

Также можно разделить на:

  1. Прямую — вхождение в непосредственный контакт с оппонентом вербально или физически.
  2. Косвенную — стремление выразить агрессию к оппоненту через причинение вреда его вещам. Например, малыш может захотеть сломать игрушку другого, порвать книжку или выкинуть что-то, если чувствует гнев по отношению к этому человеку.
  3. Символическую — иными словами, угрозы. Малыш может кричать о том, что собирается применить силу. Чаще всего после предупреждения следует непосредственно действие.

Более того, агрессия может быть:

  1. Активной, то есть инициированной внутренними психическими процессами.
  2. Защитной — реакцией на внешние условия.

Специалисты пытаются установить взаимосвязь между уровнем развития ребенка и склонностью к проявлению агрессии. Например, отмечают, что дети с более низким уровнем развития чаще проявляют внезапную импульсивную ярость.

Факторы, влияющие на ребенка

Агрессия не возникает, если школьник чувствует себя комфортно. Враждебность появляется, если он находится в неприятной ситуации.

Существует ряд внешних факторов, которые могут повысить риск развития чрезмерной импульсивности у ребенка в любом возрасте. В том числе:

  • физическое или сексуальное насилие;
  • жестокое обращение в семье. Наказания считаются одной из самых частых причин возникновения агрессии у детей;
  • употребление алкоголя или наркотиков родителями;
  • стрессовая ситуация в семье. Это могут быть развод, финансовые трудности и многие другие проблемы, никак не связанные с малышами, на первый взгляд. Дети не только чувствуют нездоровую атмосферу дома, но и копируют манеры взрослых, не отдавая себе отчета в правильности поведения; 
  • недостаточное внимание близких, друзей. Ребенок может чувствовать себя отвергнутым семьей или сверстниками, чувствовать недоверие со стороны близких. За этим следуют подозрительность и раздражительность. С подобными чувствами не просто сталкиваться даже взрослому, не говоря уже о неокрепшей детской психике. Такой же эффект имеет резкое сокращение общения с матерью или внезапное отлучение от груди. Поэтому к реакции детей стоит прислушиваться, если атмосфера дома становится напряженной;
  • непоследовательное воспитание.

Для малыша с самого рождения очень важен психологический комфорт. В том числе — распорядок дня и последовательное поведение родителей. Если одни родственники что-то запрещают, а другие то же самое позволяют, малыш начинает ощущать дискомфорт. В качестве ответной реакции появляются раздражение, гнев и агрессия.

Часто возникают ситуации, в которых стоит ребенку начать агрессивно выражать свои требования, как ему тут же позволяют желаемое. В сознании такое поведение взрослых закрепляет определенную модель. Значит, всего можно добиться этим способом.

Среди других факторов, которые могут вызвать агрессию:

  • Наказания. Если наказания внушают страх, причиняют боль настолько, что непоседа перестает воспринимать их причину, то чаще всего это приводит к замкнутости, раздраженности и приступам.

Однако агрессивность может формироваться как в чрезмерно строгой, так и в слишком мягкой среде. В семье, где запреты не воспринимают серьезно, младшие учатся добиваться своего именно агрессивностью. Эта модель поведения остается и в дальнейшем. Чем старше ребенок, тем сложнее исправить это упущение.

  • Отрицательный опыт общения со сверстниками. Сюда могут относиться злые шутки, отвержение какой-либо компанией. Издевательства со стороны ровесников всегда воспринимаются особо болезненно. Негативный опыт общения накладывает отпечаток на дальнейшее взаимодействие с людьми. 
  • Мозговая травма или другие физические повреждения, связанные с органами, ответственными за эмоциональный фон человека. Агрессия, проявляющаяся вследствие травм, не корректируется домашними методами. Лечение должно происходить под наблюдением грамотного специалиста.
  • Жестокие игры или телепередачи.

Хотя нельзя утверждать, что исключительно просмотр передач, содержащих элементы насилия, может привести к нервному поведению, но уровень агрессии от них однозначно повышается. Это стоит учитывать, когда вы доверяете телефоны, планшеты и телевизоры. В младшем возрасте рекомендуется контролировать просматриваемые передачи и игры.

  • Ситуативная агрессия — возникающая в ответ на дискомфорт. Например, голод или усталость. Малыш становится раздражительным. Такая злость проходит, когда базовые потребности удовлетворяются.

Редко только один из факторов приводит к нервному поведению детей. Чаще действует комбинация причин. Разобраться самостоятельно, как правило, довольно сложно. Лучше всего обратиться к профессиональному психологу, который даст рекомендации родителям агрессивного ребенка и предложит выход.

Портрет агрессивного ребенка

Миша Смирнов учится в первом классе. Он очень ждал, когда наступит первое сентября, но за несколько месяцев учебы его настрой и поведение резко изменились.

В класс у него почти нет друзей, потому что все знают: если мальчику что-то не понравится, он может испортить учебник, выкинуть карандаши или даже ударить обидчика.

Собрания, на которых Мишу постоянно отчитывают за поведение, не помогают, как и советы учителей, которые утверждают, что первоклассника надо наказывать за злые поступки. Миша с каждым днем все больше замыкается в себе и не рассказывает ничего родителям.

Источник: https://pups.su/psihologiya/agressivnyj-rebenok.html

Агрессивный ребенок — рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Агрессивное поведение старшего ребенка

Когда дети демонстрируют агрессию, это заставляет родителей беспокоиться. Как вести себя с агрессивным ребёнком? Разбираемся, что делать родителям и в каких случаях целесообразно обратиться к психологу.

Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный

Агрессия — совершенно естественная реакция человека. Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:

  • внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
  • негативные эмоции: гнев, страх, обида;
  • неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.

Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.

Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Назовём некоторые причины детской агрессии. Уточним: в формате одной статьи рассмотреть все причины невозможно. Каждый случай индивидуален, разобраться поможет психолог. Эта статья — только экскурс для родителей.

Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград.

Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал.

В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой.

Читать по теме: Что делать, если ребёнок агрессивен 

Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.

Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.

Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?».

Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить.

Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».

Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.

Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же.

Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии.

Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так.

Читать по теме: Почему ребёнок дерётся и обзывается 

Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность.

Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку.

Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.

Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».

В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.

  1. Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.

Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».

Читать по теме: Правила поведения на детской игровой площадке 

Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.

Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.

  1. Сила как способ повышения статуса.

Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.

Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия.

В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии.

Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта — не более, чем игра.

Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.

Читать по теме: Старший ребёнок обижает младшего — что делать 

Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.

Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.

  1. ТВ и гаджеты как источники агрессии.

Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого.

Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий. Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям.

Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг.

Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, — художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни.

Читать по теме: Монтессори-ребёнок и телевизор: насилие, секс и реклама 

Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии.

Если причина агрессивного поведения вашего ребёнка описана выше, вы можете исправить ситуацию, а следствием будет изменение поведения малыша. Возможно, проблема глубже, и тогда не полагайтесь на принцип «время лечит», не рассчитывайте на то, что агрессия пройдёт сама. Обратитесь к специалистам.

thetimes.co.uk

i0.wp.com

emmoita.com.br

mentalscience.ru

Источник: http://mchildren.ru/chto-delat-esli-rebyonok-agressivnyj-nervnyj-i-neposlushnyj/

Медицина и здоровье
Добавить комментарий