Когда ребенку нужен логопед?

Содержание
  1. Когда нужно обратиться к логопеду?
  2. Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет
  3. Речь ребенка от трех до пяти
  4. Когда ребенку нужен логопед
  5. От гуления к лепету (с 5 до 10 месяцев) 
  6. От лепета к словам (от 10 до 18 месяцев) 
  7. От слов к фразе (1,5-2,5 года) 
  8. Как определить, нужен ли ребенку логопед?
  9. В каком возрасте вести ребенка к логопеду?
  10. Какие признаки говорят о необходимости обращения к логопеду?
  11. Занятия с логопедом для детей: зачем и когда они нужны, как проводятся
  12. Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
  13. В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда
  14. В каких случаях нужна консультация невролога
  15. Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения
  16. Как проходят занятия и какие инструменты используются
  17. Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
  18. Какие домашние задания дают логопеды
  19. Занятия с детским логопедом в Москве
  20. Особенности первого занятия с логопедом
  21. Логопед для ребенка трёх лет
  22. Логопед для ребенка четырех-пяти лет
  23. Когда и в каком возрасте нужно обращаться к логопеду?
  24. Почему нарушается речь?
  25. Когда стоит обратиться к специалисту?
  26. Явные нарушения речи
  27. Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду
  28. Тревожные признаки
  29. Как можно помочь ребёнку самостоятельно?

Когда нужно обратиться к логопеду?

Когда ребенку нужен логопед?

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя.

Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией.

Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает развиваться речь самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями.

Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда.

Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Речь ребенка от трех до пяти

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.

д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками.

Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно, на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять.

Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения. Попросите малыша описать картинку или событие.

Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы.

Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Анастасия Михайлюк специально для www.kinderok.ru.При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

Источник: http://www.kinderok.ru/1-3/razvitie/kogda-nuzhno-obratitsya-k-logopedu.html

Когда ребенку нужен логопед

Когда ребенку нужен логопед?

По каким признакам понять, что малыш нуждается в логопеде? И реально ли помочь ребенку своими силами? Правильная речь необходима ребенку для полноценного общения, успешного обучения, гармоничного развития.

И наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения со сверстниками, ведет к снижению успеваемости, вызывает изменения в поведении и характере малыша, нередко делая его замкнутым, раздражительным.

Причины речевых недостатков у детей различны, но все причины можно разделить на две группы: биологические (наследственные факторы, осложнения беременности и др.) и социальные, основная из которых – дефицит общения. Младенцу мало рассказывать что-либо или читать.

Начиная с первых месяцев, необходимо вслушиваться в ые проявления малыша, реагировать, улыбаться в ответ, повторяя его лепет, а значит – общаться. Так родители формируют у него желание, а затем и потребность разговаривать.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ 

Развитие речи имеет свои контрольные рубежи. 

От 10 месяцев до года у малыша появляются первые слова. К полутора годам их должно быть около двадцати. К 2 годам формируются первые фразы («Мама, дай!» «Баба, катай!»).

В диапазоне от 2 до 5 лет малыш овладевает всей системой родного языка: словарем, грамматическим строем, правильным произношением. В какой последовательности будут появляться правильные звуки – не важно.

Но если к 4 годам ребенок все еще неверно произносит некоторые звуки речи (вместо «штора» говорит “толя”), малыш неграмотно согласовывает слова (“много сапогов”), с трудом формулирует просьбы, пора обращаться к логопеду. 

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 

Задержка речевого развития – это заключение родители нередко слышат на приеме у детского невролога и пугаются. Но в данном случае паниковать не надо. При усвоении системы родной языка дети могут иметь индивидуальные темпы, например, в 2 года отставать от нормы по количеству набранных слов, а в 2,5 года – все наверстать. 

Дизартрия – это стойкий дефект произношения, возникающий из-за повреждений в системе передачи нервных импульсов от коры головного мозга к органам артикуляции. У таких детей наблюдается вялая мимика, слабая подвижность губ, щек, языка, искажение большого количества звуков, нарушение темпа, громкости, внятности речи. 

Алалия – это выраженное речевое недоразвитие, возникающее из-за повреждения речевых зон коры головного мозга. Проявляется алалия в позднем начале речи (первые слова – ближе к 3 годам), в резкой недостаточности словаря, грубом искажении структуры слов («гат» вместо «виноград», «си» вместо «машина»), частом использовании жестов. 

Функциональная дислалия проявляется в нарушении произношения одного или нескольких звуков. Например, пятилетний малыш вместо «сушка» говорит «фуфка», т.е. при нормальном физическом слухе он недостаточно различает звуки речи (фонемы). Основная причина – в недостаточной сформирован-ности слухового (фонематического) восприятия. 

Дизартрия, алалия, функциональная дислалия и некоторые другие нарушения речи требуют помощи логопеда и невролога. 

ДЕЛО ТЕХНИКИ 

Чтобы малыш не испытывал «мук общения», следует с первых месяцев последовательно и регулярно стимулировать его речевое и умственное развитие. Вот игры и задания для начальных периодов становления детской речи. 

От гуления к лепету (с 5 до 10 месяцев) 

Возьмите музыкальные игрушки: дудочку, погремушку, колокольчик, бубен. Передвигайте каждую перед глазами малыша, демонстрируя звучание примерно по 5 секунд. Такое упражнение активно стимулирует слуховое восприятие. Чаще повторяйте гласные звуки, издаваемые ребенком (А, АУ, ИА) 3-4 раза подряд. 

Для большего развивающего эффекта говорите их с различной интонацией: весело, удивленно, громко, тихо и пр. Это привлечет внимание малыша к звукам речи, к их артикуляции, поможет перейти к новой стадии речевого развития -лепету, когда слоги повторяются цепочками (БА-БА-БА, МА-МА-МА). Эмоционально произносите простые потешки с повторениями слогов: 

  • «Бу-бу-бу, бу-бу-бу,
  • Сидит птичка на дубу». 
  • «Ай-ай-ай-ай Ты,
  • собачка, не лай'» 

От лепета к словам (от 10 до 18 месяцев) 

Быстрее заговорить помогает привычка родителей комментировать свои действия («Я беру уточку. Вот какая красивая уточка! Опускаю уточку в воду. Смотри, уточка плывет!»). Во время подобных комментариев делайте паузы, чтобы малыш добавлял слова сам. Задавайте разнообразные вопросы («Кто это? Какая уточка? Чем уточка клюет? Где плывет?»). 

Очень важен тон, каким мама обращается к малышу. Озорство, приглашение к игре – при такой манере вопросы мамы не будут в тягость. 

Найдите время для тренировки артикуляционных мышц, тогда трудные звуки быстрее появятся в речи ребенка. Для этого научите малыша играть на свистульке, губной гармошке, дудочке.

Забавный способ тренировки мимических мышц – погримасничать вместе с малышом. Стройте смешные рожицы, изображайте различные эмоции, вытягивайте губы, надувайте и втягивайте щеки.

Чрезвычайно полезна пальчиковая гимнастика: 

Мишкины штанишки Нитку тянем, отрываем (изобразить), И в иголку продеваем (изобразить). Будем шить рубашку мишке (показать размашистые стежки), А потом сошьем штанишки (встряхнуть кистями, как бы показывая готовую одежду).

Малыш должен повторить все действия со звукоподражаниями. 

От слов к фразе (1,5-2,5 года) 

Если к полутора годам вы набрали 10-20 слов, то пора готовить ребенка к появлению фразы. Для этого давайте поручения, чтобы малыш ориентировался на смысл предложений («постучи лопаточкой по коляске», «возьми самую маленькую игрушку и дай мне»).

Постарайтесь хотя бы 2-3 минуты уделить «гимнастике язычка». Покажите малышу, как мишка облизывается после меда, как киска лакает молочко, как змейка высовывает и убирает жало, попросите потянуться язычком к носу, к подбородку, тем самым изобразить качели.

 

И главное, никогда не подменяйте живое общение с ребенком просмотром телепередач, прослушиванием дисков. Только в процессе заинтересованного общения малыш получает наибольшее развитие, чувствует любовь родителей, защищенность и дисциплинируется 

Остеохондроз — это распространенное заболевание, которое возникает чаще всего в пожилом возрасте, в последнее время недуг все чаще поражает паци …

Читать дальше

Ухоженные волосы – это не только атрибут красоты, но и признак здоровья всего организма. Для поддержания их привлекательного вида нужен полноцен …

Читать дальше

Раковые заболевания далеко не всегда можно обнаружить на ранней стадии. Обычно появление боли характеризует переход опухоли в запущенную степень, когд …

Читать дальше

Аденома простаты — это достаточно распространенное заболевание половой сферы у мужчин. При лечении заболевания используются медикаментозные преп …

Читать дальше

Сахарный диабет диагностируется в медицине довольно часто. Интересно то, что огромное число заболевших выявляется именно в развитых государствах с выс …

Читать дальше

Источник: http://www.goagetaway.com/page/kogda-rebenku-nuzhen-logoped

Как определить, нужен ли ребенку логопед?

Когда ребенку нужен логопед?

Совершенствование произношения и речи – важный аспект развития ребенка. И конечно, родителям становится тревожно, если им кажется, что ребенок разговаривает не столь хорошо, как мог бы к определенному возрасту.

Когда родительские тревоги следует считать оправданными,  как понять, нужен ли ребенку логопед? Читайте на сайте sympaty.net.

В каком возрасте вести ребенка к логопеду?

Есть определенные стадии овладения родным языком – давно разработаны нормы, к какому возрасту какая стадия должна быть пройдена. Правда, в нынешнее время все чаще звучат мнения о том, что все ребятишки развиваются по-разному, и не всегда «торможение» с речевым развитием означает, что ребенку нужен логопед – иногда нужно просто немного подождать…

Но все же ориентироваться на среднестатистические показатели стоит – хоть это и «средняя температура по больнице», вреда от посещения логопеда точно не будет.

Если даже ваш малыш немного «опаздывает», несколько занятий с этим специалистом, возможно, смогут ему помочь заговорить лучше!

  • До годовалого возраста дети осваивают около двух десятков основных слов, состоящих из одного-двух слогов (это, конечно же, «мама», «папа», «дай», «на», и т.д.).
  • К двухлетию словарный запас расширяется, в речи начинают встречаться слова из трех и более слогов, малыш объединяет их в осмысленные фразы («Иди сюда!», «Дай ручку!», и т.п.). Иногда фразы длинные, но, по сути, являющиеся лепетом – то есть в них отсутствует согласованность построения предложений, падежей слов и т.д.
  • К пяти годам ребенок должен овладеть произношением всех звуков родной речи, научиться формулировать предложения, перестать избегать ошибок в склонениях, падежах, создании множественного числа, подстановках местоимений и т.д. То есть, пятилетка должен уметь разговаривать наравне со взрослыми – но, конечно, в рамках доступных его пониманию тематик.

Учтите, что дети очень по-разному достигают полного овладения языком: например, четырехлетка может вполне грамотно формулировать фразы, но при этом «глотать» звуки и не произносить «р». Или наоборот – при нормальном произношении коверкать слова и коряво составлять фразы, испытывать трудности со словесным выражением своих мыслей.

Но определяющее значение имеет итог – если малыш не подтянул все речевые навыки, то надо решить, нужен ли логопед ребенку в 5 лет.

Какие признаки говорят о необходимости обращения к логопеду?

Нужен ли ребенку логопед или стоит набраться терпения и подождать, пока сын или дочь научатся разговаривать сами?

Чтобы это понять, нужно обращать внимание на характер речевых проблем. Вот что говорит о том, что ребенку нужно посетить логопеда:

  • Замена определенных слов совершенно несхожими по звучанию выдуманными словами: например, вместо «рыба» — «ки», вместо «собака» — «мыа», и т.п. Даже маленькие дети, когда не могут произнести какое-то слово, стараются произносить нечто похожее по звучанию (то есть понятно, что малыш имеет в виду именно то, что надо, только не может правильно озвучить) – но обилие странных, нелогичных замен слов говорит о проблеме логопедического характера!
  • Перестановка слогов, подстановка неправильных звуков в слова. Например, вместо «теперь» — «петерь», вместо «ложка» — «лофка», и т.д. Для трехлетки это более-менее нормально, но в возрасте пяти-шести лет это уже считается проблемой.
  • Распространенная проблема – картавость, не произношение буквы «р». Либо, что встречается реже – шепелявость, то есть насыщение речи шипящими вместо других согласных.
  • Малый словарный запас, простота и скудость речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Так бывает у мальчиков и девочек, которым мало читают и с которыми мало общаются, обходясь окриками и короткими бытовыми фразами. Но так случается и с теми ребятишками, которые не испытывают дефицита качественного общения – и тогда это проблема либо логопеда, либо психолога.
  • Бывает, что ребенок вообще говорит невнятно, мямлит, может разговаривать только тихо, «глотает» много звуков, из-за чего речь становится малопонятной. Если это происходит в возрасте старше трех лет – налицо логопедическая проблема.

Учтите, что в ряде случаев малышу нужна не только сугубо логопедическая, но и психологическая помощь, чтобы заговорить хорошо – и логопед обязан перенаправить маленького пациента к психологу, если это необходимо. Сайт «Красивая и Успешная» советует в этом случае не пугаться, а своевременно проконсультироваться с этими специалистами!

—Автор –  Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20180115/nuzhen-logoped/

Занятия с логопедом для детей: зачем и когда они нужны, как проводятся

Когда ребенку нужен логопед?

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом.  Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно.

Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке.

Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычноелогопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.

Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:

  1. Растягивать губы в улыбку.
  2. Улыбнуться, показать зубы.
  3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Вытянуть губы в трубочку.
  5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
  7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
  8. Толкать язычком щеки изнутри.
  9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно.

Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы.

Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-detey

Занятия с детским логопедом в Москве

Когда ребенку нужен логопед?

Этот вопрос часто задают папы и мамы, которые привели своих малышей на консультацию. Многие родители слышали, что «логопед занимается с ребенком с пяти лет» и ждут наступления «заветного возраста». И совершенно напрасно.

Часто такое ожидание приводит к тому, что теряются важные для развития речи годы, когда можно было бы помочь ребенку пополнить словарный запас, сформировать артикуляционные движения, нужные для постановки звуков речи, развить фразовую речь.

В психологии есть такое понятие – «сензитивный период», т.е. наиболее благоприятное время для развития той или иной функции, той или иной способности человека.

Для речи таким периодом является возраст до пяти лет, и именно в это время занятия с логопедом принесут наибольшую пользу ребенку.

Заботливым и внимательным родителям важно знать закономерности речевого развития дошкольников, регулярно консультироваться с логопедом (детской поликлиники, детского сада, речевого центра).

Особенности первого занятия с логопедом

Первая встреча на занятии с логопедом может состояться в конце первого года жизни ребенка. В первую очередь специалист обратит внимание на то, как у малыша развито понимание речи окружающих.

Ребенок в этом возрасте, как правило, понимает названия любимых игрушек, частей тела, лица, понимает названия действий и может выполнить простые инструкции взрослых («Помаши ручкой», «Дай мячик», «Пожалей мишку» и др.). Ребенок понимает слово «нельзя»; любит, когда с ним играют, когда хвалят его, активно общается с близкими.

В самостоятельной речи малыша появляются отдельные слова («папа», «мама», «баба», «ам» и др.), звукоподражания («мяу», «би-би» и т.п.).

Для того чтобы первые слова появились вовремя, родителям важно знать с чего начинается речевое развитие ребенка, какие психические функции необходимо развивать в первый год жизни.

Некоторые родители считают, что речь появляется благодаря движениям губ, языка. Но, наличие артикуляционных органов у человека вовсе не гарантия того, что он непременно заговорит.

Человеческая речь – результат деятельности коры головного мозга (в коре расположены особые зоны (центры), отвечающие за речевую функцию: один центр отвечает за понимание речи других людей, другой – за самостоятельную речь), а органы артикуляции только выполняют команды, поступающие от мозга по проводящим путям (черепно-мозговым нервам).

Первые полгода жизни общение строится на эмоциональном контакте родителей с ребенком. Взрослые спокойным голосом, ласковой интонацией, мягкой улыбкой, теплым взглядом показывают ребенку, как они его любят, как рады ему.

Младенец реагирует на это внимание со стороны взрослых внимательным взглядом, улыбкой и ыми реакциями: сначала гуканьем (короткие отдельные звуки), затем (примерно с трех месяцев) – протяжно-певучим гулением.

Со стороны мамы и папы важно издавать похожие звуки, «поддержать диалог» и тогда ребенок будет с радостью повторять эти звуки снова и снова.

С шести месяцев появляется лепет – многократный повтор цепочек слогов, напоминающий речь.

Иногда родители малыша принимают лепет за «настоящую речь» и с гордостью сообщают знакомым и родственникам: «Он уже говорит!». Однако, лепет еще не речь, так как не имеет смыслового значения.

Во время лепета ребенок как бы «знакомится» со своим артикуляционным аппаратом, тренирует артикуляционные мышцы, голос, дыхание.

С этого возраста меняется и тип общения между ребенком и взрослым: от эмоционального общения к ситуативно-деловому. Теперь внимание ребенка направлено не на взрослого, а на окружающие предметы, игрушки, на действия с этими предметами.

А задача взрослого – показать, какие действия можно выполнять с предметами, сформировать у ребенка познавательный интерес. Выполняя действия с предметами, рассматривая игрушки взрослый комментирует все происходящее: «Вот собачка. У собачки глазки, уши, нос. Вот хвостик. Собачка побежала: топ-топ. Собачка лает: ав-ав… ».

Сначала малыш обращает внимание только на предмет, тянется к нему, но постепенно, при многократном повторении ситуации, начинает прислушиваться к слову, делает попытки повторить слово за взрослым. Таким образом, формируется понимание речи, закладывается, так называемый, пассивный словарный запас ребенка.

Известный отечественный исследователь детской речи А.Н Гвоздев писал о том, что малышу надо не менее 100 раз услышать новое слово, прежде чем он произнесет его самостоятельно. Учитывая эти особенности развития речи, родители должны понимать: разговаривая с ребенком первого года жизни, комментируя бытовые ситуации («Давай помоем ручки. Включим теплую воду.

Вот какая сильная струя бежит. Сначала намылим одну руку, теперь вторую. Давай смоем мыло водой.» и т.п.), вы, таким образом, создаете базу, фундамент для появления первых слов и становления речи в целом.

На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребенком, чтобы его словарный запас пополнялся. Научит простым играм для развития моторики пальцев рук и всего тела, восприятия и внимания малыша.

Логопед для ребенка трёх лет

Следующий визит на консультацию к логопеду можно нанести ближе к трем годам, когда у ребенка формируется фразовая речь. В этом возрасте словарный запас ребенка может насчитывать до 1000 слов. Преимущественно, это слова обозначающие названия предметов. Меньше – глаголов, прилагательных.

Ребенок называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величину предметов (большой, маленький), форму (круг, квадрат, треугольник). Примерно с двух лет в речи ребенка происходят важные изменения – он постепенно овладевает грамматическими формами родного языка.

Ориентировочно к 2,5 годам в самостоятельной речи малыша возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах. К трем годам ребенок постепенно усваивает следующие грамматические средства языка:

  • некоторые окончания множественного числа существительных,
  • изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам;
  • используют предлоги В, НА, ПОД и др.

Надо отметить, что путь освоения ребенком родной грамматики долог и труден.

Часто в речи присутствуют грамматические ошибки, поскольку дети, усвоив одну грамматическую категорию, переносит ее и на другие слова: «стол – столы» – «стул – стулы»; «в доме – в носе» и т.п.

В таких случаях важно не повторять «ошибочные варианты», не смеяться над речью ребенка, а спокойно подсказать правильный вариант слова и попросить малыша повторить.

В этом возрасте у ребенка уже сформирован фонематический слух – способность воспринимать и различать звуки родного языка. Благодаря этому, ребенок может различать на слух близкие по звучанию слова: крот – рот, кошка – кашка, мишка – шишка и т.п.

Четче становится произносительная сторона речи ребенка. К трем годам он правильно произносит гласные звуки, простые по произношению согласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, К-Г-Х, М, Н; четко произносит односложные слова («дом», «кот»), двусложные слова («нога», «киска»).

В этом возрасте допустимо смягченное произношение согласных, замена сложных по произношению согласных на простые («кошка» – «коска»), отсутствие некоторых согласных («рыба» – «.ыба»).

А вот что должно насторожить родителей, так это искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты).

Такие дефекты самостоятельно не исчезнут, преодолеть их можно только на логопедических занятиях.

На консультации логопед подскажет задания для развития фразовой речи, пополнения словарного запаса.

Необходимо отметить, что коррекция нарушений произношения не является ведущим направлением работы с детьми раннего возраста.

Логопед научит вас простым упражнениям, формирующим начальные артикуляционные движения, а вот постановкой и автоматизацией нарушенных звуков займется, когда ребенок станет постарше.

Во многих речевых центрах сейчас организуют группы раннего развития, где наряду с малышами занимаются и мамы. Смело отправляйтесь в такую группу, особенно если у вас «домашний» ребенок, не посещающий детский сад. Не забывайте, что для гармоничного развития дошкольнику необходимо общение со сверстниками.

Логопед для ребенка четырех-пяти лет

Следующий важный возраст для посещения логопеда – от четырех до пяти лет. На этом этапе совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р.

В этом возрасте активно развивается монологическая речь: ребенок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории.

Важным этапом речевого развития дошкольника является формирование начальных навыков звуко-слогового анализа (умение выделить первый и последний звук в слове, сосчитать количество слогов в слове и т.д.).

Систематическое выполнение подобных упражнений логопедии подготавливает дошкольника к обучению грамоте и является залогом успешного овладения письмом и чтением.

Поэтому со стороны родителей будет разумным обратиться к логопеду не за несколько месяцев до поступления ребенка в школу, в именно сейчас, чтобы четырех-пятилетний дошкольник имел достаточно времени «подправить» произносительные недостатки, освоить навыки звуко-слогового анализа, развить связную речь.

Как видите, на любом этапе развития дошкольника может потребоваться помощь логопеда, а стало быть, не теряйте времени даром, приходите на консультацию к специалисту и активно участвуйте в работе по развитию речи вашего ребенка.

Источник: https://www.pre-ambula.ru/logoped/pokazat-logoped

Когда и в каком возрасте нужно обращаться к логопеду?

Когда ребенку нужен логопед?

Логопед – специалист, который занимается устранением всевозможных дефектов речи. Но как понять, стоит ли к нему обратиться, или же ребёнок разговаривает нормально для своего возраста? Узнайте это, чтобы речь вашего чада была правильной.

Почему нарушается речь?

Причины нарушений речи у ребёнка могут быть самыми разнообразными.

Это патологическое развитие беременности и возникшие в период вынашивания осложнения, родовые травмы, ухудшение слуха, наследственная предрасположенность, неправильный прикус и аномалии строения челюстно-лицевого аппарата, длительное и постоянное сосание пальца, соски или иных предметов, недостаточность внимания, так называемая педагогическая запущенность (родители не участвуют в развитии ребёнка), врождённые, инфекционные или травматические поражения отвечающих за речь отделов головного мозга и так далее.

Важно знать! Чем раньше выявлены причины нарушений, тем больше шансов на восстановление нормальной речи.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Строго определённого возраста, в котором нужно посещать логопеда, нет. Во-первых, речь ребёнка начинает развиваться с 4-6 месяцев, когда кроха издаёт первые звуки, пусть непонятные, но очень важные. Во-вторых, отклонения могут возникнуть в любом возрасте, причём внезапно.

И даже если малыш разговаривал нормально, это не значит, что всё так и будет в дальнейшем. В-третьих, нарушения речи могут спровоцировать некоторые проблемы со здоровьем, не касающиеся речевого аппарата. И выявить некоторые из них на ранних стадиях порой непросто.

Ниже будут рассмотрены случаи, в которых обращение к специалисту обязательно.

Явные нарушения речи

Итак, когда и в каком возрасте обращаться к логопеду? В таблице рассмотрены нарушения, возникающие в разные периоды роста и развития ребёнка, при которых необходима помощь специалиста.

Возраст ребёнкаНарушения
Начиная с 5-7 месяцев до годаМалыш не гулит, не произносит никаких звуков, не реагирует на своё имя и обращения к нему, ближе к году не повторяет простые слоги.
От года до полутора летРебёнок не повторяет и не произносит простые слова из одного слога («баба», «мама», «дядя», «папа») или совсем не разговаривает.
1,5-2 годаМалыш молчит, не проявляет интерес к речи взрослых, свои желания и потребности объясняет жестами, мычанием или простыми звуками.
2,5 годаРебёнок не говорит фразы из двух слов (пусть упрощённых и несколько изменённых), не выполняет простые просьбы, такие как «принеси игрушку», «иди сюда».
3 годаРебёнок внезапно заговорил после длительного молчания, но большую часть слов произносит неверно или, вообще, «лепечет» на своём языке. Малыш не может корректно воспроизводить простейшие ритмичные слоги («тук-тук, тук-тук, тук-тук»), не выполняет артикуляционные движения (не высовывает язык, не складывает губы трубочкой, не задерживает улыбку на пять секунд), часто заменяет слова жестами при общении, не выполняет состоящие из трёх частей простые просьбы («иди сюда, возьми мяч и принеси его мне»). Насторожить должно повышенное слюнотечение во время попыток разговаривать.
3-3,5 годаМалыш продолжает упрощать произносимые слова, не склоняет их, не различает звуки в словах с похожим звучанием (крыса и крыша, почка и бочка).
4-5 летРебёнок говорит нечётко, его речь смазана, многие звуки произносятся неверно, малыш не умеет соединять слова и строить предложения, не стремится к общению, редко разговаривает, ничего не рассказывает.
Школьный возраст (6-8 лет).Ребёнок не воспроизводит произнесённые учителем буквы, слоги и слова, не может повторять длинные слова, не отвечает на заданные вопросы, во время письма пропускает буквы и тем более слоги и части слов, испытывает трудности при пересказах, чтении и разучивании стихотворений.

Совет: начать коррекцию речи следует как можно раньше, так как помочь маленькому ребёнку гораздо проще, чем взрослому.

Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду

В детском возрасте обязательны регулярные посещения не только педиатра, но и узких специалистов, которые могут выявить отклонения на ранних стадиях и помочь устранить их. И некоторые нарушения способны менять речь. Рассмотрим несколько таких случаев:

  1. Хирург обнаружил, что уздечка очень короткая, и посоветовал подрезать её. При таком дефекте кончик языка не дотягивается до нёба, когда рот открыт, что мешает чётко и верно произносить некоторые звуки.
  2. Отоларинголог диагностировал снижение слуха. Если малыш плохо слышит, он не сможет корректно воспринимать, обрабатывать и воспроизводить звуки.
  3. Стоматолог заметил неправильный прикус или рост зубов (как коренных, так и молочных), а также аномалии строения челюсти.
  4. Есть врождённые пороки: расщелина в нёбе, «заячья губа», «волчья пасть».

Тревожные признаки

Есть некоторые признаки, указывающие на то, что речь требует коррекции. Родителям следует обратить внимание на такие моменты:

  • Ребёнку трудно успевать за своими мыслями, он словно захлёбывается словами.
  • Малыш иногда «сглатывает» некоторые слоги.
  • Не хватает дыхания на произнесение фразы или короткого предложения, вдох делается во время разговора, что похоже на всхлип.
  • Чадо говорит «в нос», но при этом насморка и простуды нет.
  • Нет стремления к общению, желания описывать увиденное или услышанное словесно.
  • Ребёнок говорит невыразительно, монотонно.

Как можно помочь ребёнку самостоятельно?

Некоторые упражнения можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях:

  1. Чаще разговаривайте и общайтесь с ребёнком, рассказывайте ему что-то, просите отвечать, повторять слова, описывать происходящее. Корректно и ласково исправляйте допускаемые ошибки.
  2. Больше читайте малышу, например, рассказы, сказки, простые детские стишки.
  3. Регулярно устраивайте занятия артикуляционной гимнастикой. Посоветовать упражнения может логопед, но можно просто вместе делать простые движения: высовывать язык, касаться им нёба и щёк, удерживать его между зубами и при этом выпускать воздух, широко открывать рот, улыбаться и замирать в таком положении на несколько секунд, складывать губы в трубочку.
  4. Обязательно развивайте мелкую моторику, ведь она стимулирует развитие речи. Можно устраивать пальчиковые игры, лепить, плести браслеты, рисовать.

Своевременная помощь логопеда позволит обнаружить дефекты речи и научить ребёнка разговаривать правильно и чётко.

Источник: https://brjunetka.ru/kogda-neobhodimo-obrashhatsya-k-logopedu/

Медицина и здоровье
Добавить комментарий