Нарушения зрения у детей

Содержание
  1. Нарушения зрения у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
  2. Симптомы
  3. Диагностика нарушений зрения у ребёнка
  4. Осложнения
  5. Лечение
  6. Что можете сделать вы
  7. Что делает врач
  8. Профилактика
  9. Нарушения зрения у детей
  10. Симптомы
  11. Что можете сделать вы
  12. Что может сделать врач
  13. Профилактические меры
  14. Нарушение зрения у детей
  15. Возрастные особенности
  16. Новорожденные
  17. От трех до шести месяцев
  18. Первый год
  19. Патологические состояния
  20. Как это отражается на ребенке
  21. Терапия
  22. Дети с нарушениями зрения – классификация, причины и лечение
  23. Классификация нарушений зрения у детей
  24. Основные проявления патологии
  25. Причины нарушения зрения у детей
  26. Физическое развитие детей с нарушениями зрения
  27. Психологические особенности
  28. Особенности образования
  29. Особенности выбора школы и места в классе
  30. Профилактика нарушений зрения у детей
  31. Нарушение зрения
  32. Нарушение зрения у детей
  33. Почему мы хуже видим
  34. Классификация причин нарушения зрения. Виды нарушения зрения
  35. Что следует делать при возникновении?
  36. Частые ошибки самолечения
  37. К какому врачу обратиться?

Нарушения зрения у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Нарушения зрения у детей

Причин для расстройств зрения в детском возрасте много, однако, все негативные факторы можно разделить на три большие группы:

  • наследственные нарушения
  • врожденные проблемы
  • приобретенные патологии.

Наследственные нарушения зрения обычно связаны с генными или хромосомными отклонениями, переданными от родителей детям. Однако, далеко не всегда наследуются сами по себе отклонения в зрении. Чаще всего, это наследственная предрасположенность к нарушениям зрения. Реализоваться в болезнь она может при влиянии неблагоприятных факторов уже после рождения.

При неблагоприятном течении внутриутробного периода, особенно на ранних стадиях развития, могут формироваться врожденные пороки зрительного анализатора. К ним относят катаракту в результате внутриутробной краснухи, микрофтальмию, колобому и тд.

Приобретенные причины – это все негативные факторы, которые влияют на развитие глаз и зрение после рождения.  К ним относят инфекционные поражения глаз, травмы глаз и придаточного аппарата, нарушения кровообращения глазного яблока.

Существенно влияют на зрение патологии соматических органов – сердца и сосудов,  болезни легких и пищеварения, почек, печени. Часто нарушения зрения сопутствуют эндокринным патологиям – поражение щитовидной железы, сахарный диабет. Влияние на зрение могут оказывать детские инфекции – корь, ветрянка, паротит и тд.

К полной или частичной потере зрения могут приводить инфекции, сосудистые нарушения и травмы головного мозга, шейного отдела позвоночника.   

Симптомы

Проявления нарушений зрения во многом зависят от формы. К общим проявлениям, которые должны заставить родителей обратиться к врачу относят:

  • отклонение (даже незначительное и непостоянное) одного или обоих глаз от срединной оси при взгляде ребенка вперед. Такое может происходить как в покое, так и при утомлении, сосредоточении на дальних или ближних предметах, при стрессе. Особенно опасно, если глаз начал косить после травмы головы или без видимых причин.
  • При рассматривании предметов, чтении или рисовании ребенок сильно наклоняется к столу, крутит головой, прищуривается, сидит неровно.
  • Ребенок часто моргает, прищуривается, оттягивает угол глаза при рассматривании дальних предметов
  • Сидит близко к телевизору, подходит близко к предметам, чтобы их подробно рассмотреть
  • Ребенок закрывает один глаз, чтобы рассмотреть что-либо
  • Малыш натыкается на предметы, ходит, расставив руки, его моторика нарушена, есть трудности с взятием мелких предметов
  • Ребенок жалуется на головные боли и боли в глазах, трет их, при зрительной нагрузке возникает тошнота или кружится голова, в глазах двоится, укачивает.
  • Глаза красные, гноятся, слезятся, ребенок не переносит свет, лопаются сосудикиИзменился цвет глаз, форма глаз, разрез глаз.

Диагностика нарушений зрения у ребёнка

При обращении к офтальмологу (окулисту) врач проводит целый комплекс диагностических мероприятий. К ним относят внешний осмотр с проведением простейших обследований, а также более прицельное и подробное аппаратное обследование.

При наружном осмотре врач оценивает строение и размеры глаз, а также фиксацию ребенком предметов, определение реакции на свет. Эти данные могут указать на косоглазие  косвенно подтвердить то, что ребенок плохо видит.  

Далее проводится офтальмоскопия, при которой осматривают глазное дно, прозрачность всех структур глаза. Ее проводят с расширением зрачка при помощи особых препаратов, которые капают в глаз. Может быть показана теневая проба (скиаскопия), при которой определяют остроту зрения.

После 3 лет остроту зрения можно определять по специальным таблицам, при выявлении отклонений проводят проверку с коррекцией при помощи линз.

Дополнительно применима биомикроскопия или осмотр глаза при помощи щелевой лампы, что позволяет выявить патологии хрусталика, радужки, проблемы сосудами и средами глаза.

Если возникает необходимость, проводится определение полей зрения для белого цвета, а также для красного, синего и зеленого.

Осложнения

Основным последствием проблем со зрением является частичная или полная слепота. Это состояние приводит к инвалидности, существенным ограничениям в жизни. Дети, которые имеют плохое зрение могут отставать в  развитии от сверстников, иметь проблемы с речью. 

Лечение

Лечение нарушений зрения в детском возрасте проводится, исходя из того, какие причины его вызвали и какие отклонения выявлены.

Что можете сделать вы

Важно немедленно обратиться к врачу при первых же признаках проблем со зрением. После осмотра и назначения лечения нужно строго следовать указаниям врача. Если это травма глаза или попадание инородных предметов – нужно успокоить ребенка, наложить на глаз стерильную повязку и немедленно обратиться к офтальмологу.

Если это попадание в глаз жидкостей, спреев, нужно немедленно промыть глаза проточной водой не менее 10-15 минут, и наложив стерильную повязку немедленно обратиться к врачу.

Что делает врач

В зависимости от типа патологии, доктор определится с тактикой лечения. Для инфекционных поражений глаз применяют медикаментозную терапию – местное и системное назначение препаратов.

При травмах глаза может быть показано консервативное и оперативное лечение.

При нарушениях зрения проводится подбор очков и коррекция нарушений, рекомендуются занятия для глаз, питание, прием витаминов и минералов, гигиена зрения и динамическое наблюдение.

При косоглазии может быть рекомендована операция или проведение лечебных заклеек глаз. Астигматизм требует индивидуального подхода в лечении.

Профилактика

Основа профилактики – регулярные осмотры офтальмолога в декретированные сроки. Кроме того, здоровье глаз зависит от общего здоровья, потребления полноценной витаминизированной пищи, особенно богатой каротином и витаминами группы В.

Важна гигиена зрения – умывание и чистота глаз, чтение книг при нормальном освещении, правильный стол для занятий, ограничение просмотра телевизора и компьютера.

Нужно беречь глаза детей от солнечных лучей при помощи козырьков головных уборов и очков от солнца.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании нарушения зрения у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как нарушения зрения у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга нарушения зрения у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить нарушения зрения у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания нарушения зрения у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание нарушения зрения у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/narusheniya-zreniya/

Нарушения зрения у детей

Нарушения зрения у детей

Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников.

В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами.

Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера. Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике:

– затуманенное зрение (амблиопия) это ослабление зрения, которое не может быть скорректировано только очками;
– косоглазие (стробизм) это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете; – неспособность различать цвета (дальтонизм) это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета; – разновидность поражения сетчатки глаза (синдром Терри), возникает вскоре после рождения у некоторых недоношенных детей, испытывающих изменения в кровеносных сосудах чувствительной оболочки глазного яблока, что может навсегда испортить зрение ребенка; – близорукость (миопия) когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;

– дальнозоркость (гиперметропия) изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

– дефокусировка (астигматизм) – как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот; – опущение верхнего века (птоз) дефект, при котором веко может быть слегка опущено, или может даже полностью закрывать зрачок. Бывают случаи, когда этот дефект может ограничивать или даже препятствовать нормальному зрению, что требует хирургического вмешательства, но в некоторых случаях могут помочь и медикаменты;

– воспаление глаз (конъюнктивит) характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;

– слабое ночное зрение (куриная слепота) человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

– повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.

Симптомы

– У ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, так как данный симптом может быть слабовыраженным).

Надо насторожиться, даже если это проявляется только в моменты переутомления или стресса; – Чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого; – Косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание; – Нарушение зрительно-моторной координации; – Проблемы, связанные с перемещением в пространстве ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол; – Ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам; – Ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой; – Ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает; – Ребенок трет глаза в процессе чтения, после непродолжительного чтения; ребенок ведет пальцем по строчке при чтении; ребенок способен читать только в течение непродолжительного времени;

– Ребенок жалуется на головные боли и переутомление глаз;

– Тошнота и головокружение при зрительной нагрузке; – Укачивание;

– Двоение в глазах.

Что можете сделать вы

При возникновении симптомов необходимо показать ребенка врачу.

Что может сделать врач

Офтальмолог наблюдает за здоровьем ребенка и историей развития дефектов зрения; проводит тесты на остроту зрения, ошибки в результате неадекватной рефракции глаза, на близорукость, дальнозоркость, астигматизм, затуманенное зрение, косоглазие, координацию зрению, способность глаза фокусироваться, контроль в движении глаза, пространственное зрение и реакцию на цвет. Врач обязан провести всестороннее обследование, выписать очки, контактные линзы или назначить терапевтическое лечение.

Профилактические меры

– Чтобы выявить потенциальную проблему на ранней стадии, дети должны проходить обследование у окулиста, начиная с младенчества и дошкольного возраста. Регулярно, как минимум раз в год, показывайте своего ребенка специалисту.

– При занятиях с ребенком держите игрушки на расстоянии не менее 30 сантиметров от глаз, подвешивайте движущиеся предметы также на рекомендованном расстоянии. – Не храните лекарства и химию в зоне доступа детей во избежание травм.

– Не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей; в помещении не помещайте кроватку напротив слепящего света; на прогулках используйте коляску с тентом или надевайте ребенку чепчик; – Коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм, которые он сам может себе нанести, или одевайте ему рукавицы; – Протирайте глаза ребенку, начиная с внутреннего уголка глаза; в целях личной гигиены всегда используйте чистые салфетки. – Обеспечьте правильное освещение над рабочим столом ребенка, мебель должна быть нужной высоты для обеспечения правильной осанки.

– В моменты сильной концентрации внимания давайте ребенку и его глазам периодически отдыхать, особенно при видеоиграх или на компьютере; если Ваш ребенок проводит много времени за компьютером, проконсультируйтесь с офтальмологом, как можно избежать возможных проблем со зрением.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://health.mail.ru/disease/narusheniya_zreniya_u_detei/

Нарушение зрения у детей

Нарушения зрения у детей

Зрительная система у человека – многоуровневая и очень сложная, поэтому ее окончательное формирование происходит уже после рождения ребенка.

Возрастные особенности

Причины нарушения зрения у детей в новорожденном возрасте, как правило, врожденные и говорят об органических поражениях зрительного анализатора или нервных путей, отвечающих за формирование связей между воспринимающими фоточувствительными рецепторами и зрительным центром в головном мозге.

Новорожденные

У малыша изначально присутствуют некоторые зрительные рефлексы – сужение и расширение зрачков в зависимости от освещения (световая чувствительность), слежение за движущимися предметами. Стартом к формированию восприятия внешнего мира посредством зрения становится световая стимуляция сетчатки глаза.

Чувствительность к свету у новорожденного очень низкая, и только к концу первых шести месяцев жизни она достигает чуть больше половины уровня взрослого человека. Можно заметить, что зрачки малыша намного медленнее расширяются и сокращаются в зависимости от освещения.

Но физиологичное развитие детей постепенно отражается на совершенствовании функции светочувствительности, предметного, цветового и пространственного зрения.

От трех до шести месяцев

К концу третьего месяца жизни у ребенка формируется центральное зрение. Когда он способен не просто обнаруживать объект, но и распознавать его, выделять среди других. Функция распознавания указывает на нормальное формирование интеллектуальной способности мозга.

У младенцев некоторое время глаза еще не могут удерживаться по центральной оси

Стимуляция сетчатки светом приводит постепенно к развитию бинокулярного зрения. Раздражение центральной ямки заставляет глаза фиксироваться на источнике света и, повторяя это раз за разом, оба глаза начинают двигаться согласованно.

Нормальное развитие бинокулярного зрения дает человеку возможность объемного видения, которое позволяет оценивать глубину и пространство.

Этот навык у ребенка формируется даже раньше, чем другие показатели монокулярного зрения, поскольку объемное видение у человека является результатом эволюции и необходимым условием для выживания нашего вида. Близкое пространство осваивается ребенком в первые пару месяцев жизни.

В этот же период жизни малыш начинает распознавать цвета. Первый цвет, который легко узнает ребенок – красный. Зеленый и ему подобные коротковолновые цвета воспринимаются хуже. Поле зрения грудничка намного уже, чем у взрослого.

У детей дошкольного возраста поле зрения на 10 % меньше, чем у взрослого, но уже к 7–8 годам он достигает нормальной величины. Также у детей немного больше размеры слепого пятна, в среднем на 2 см по каждой оси.

Это объясняется меньшим относительным размером глазного яблока, которое также достигает нормальной величины к 10–14 годам.

Первый год

К десятому месяцу зрение малыша позволяет ему распознавать геометрические формы. Во втором полугодии ребенок осваивает дальнее пространство, улучшаются навыки объемного зрения. Возможность разглядывать ближний и дальний план заставляет работать аккомодационный аппарат глаза, тренирует глазодвигательные мышцы.

Большой толчок к развитию понимания пространства и ориентирования дает начало активной двигательной активности. Мозг учится сопоставлять перемещение тела в пространстве с изменением размеров зрительных образов.

У дошкольников возникает понимание о нарисованном изображении предметов. Объемное восприятие объектов и острота зрения формируется у детей как раз к началу школы. С того времени, как ребенок начинает говорить, зрительные образы подкрепляют его речь и способствуют развитию абстрактного мышления.

В пять лет дети уже имею достаточно развитое цветное зрение, но его совершенствование продолжается. Нарушения цветоощущения в этом возрасте пропорционально взрослым и не отличается по частоте случаев у представителей обоих полов.

Гиперметропия высокой степени у детей

Следует учитывать, что у новорожденных острота зрения очень невысокая –0,005-0,015 диоптрий, практически все имеют дальнозоркость.

Эти показатели не указывают на нарушение зрения у детей и являются физиологичными, соответствующими возрастному развитию.

Острота зрения постепенно возрастает до 0,3 диоптрий к концу первых месяцев, 0,6 диоптрии к концу второго года и выходит на 1,0 дптр. к 7–10 годам.

Таким образом, на правильное формирование зрения у ребенка влияют не только врожденные механизмы, но и те обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться в процессе роста и развития.

Патологические состояния

Виды нарушения зрения, которые могут определяться в детстве:

  • Гиперопия – дальнозоркость, которая может быть истинной и скрытой. Глаз может иметь короткую оптическую ось, изображение фокусируется за сетчаткой. Трудности возникают при необходимости рассматривать предметы крупным планом.
  • Миопия – близорукость, нарушение, при котором глаз по передне-задней оси слишком большой, чтобы фокус происходил на сетчатке. Изображение формируется перед ней, поэтому плохо различаются объекты, находящиеся на удаленном расстоянии.
  • Астигматизм – нарушение, при котором кривизна роговицы не идентична по всем осям, и лучи света, преломляясь по-разному, не дают единого четкого изображения на сетчатке. Малыш плохо видит на любом расстоянии.
  • Косоглазие – такое положение глазного яблока, когда оно отклоняется от центральной оси. Может быть врожденным или же провоцироваться неравномерным напряжением глазодвигательных мышц. Глаза могут отклоняться как по-горизонтали, так по-вертикали.
  • Амблиопия – если мозг не может получить полезную информацию от зрительного анализатора, то постепенно начинает игнорировать его сигналы. Таким образом возникает синдром «ленивого глаза». У ребенка формируется видение одним более сильным глазом.

По степени нарушения зрения можно выделить несколько категорий детей:

  • Слабовидящие – острота зрения 0,05–0,2 диоптрий. У таких малышей нет ограничений к занятию письмом или чтением.
  • Частично слепые – острота зрения сохранена на уровне 0,05–0,4 диоптрии. Ребенок может различать свет, есть зрительные образы.
  • Слепые – зрительный анализатор остановился в развитии, нет образного восприятия. Сильнейший глаз может иметь остаточное зрение силой до 0,04 диоптрии. Обучение в таком случае в саду или школе компенсаторного типа или на дому.
  • Полностью слепые – зрительные образы никогда не были сформированы, обучение возможно в домашних условиях.

У слабовидящих детей сохраняется возможность обучения

Как это отражается на ребенке

Особенности развития детей с нарушением зрения формируются исходя из того, какие процессы в становлении зрительного анализатора прошли неправильно.

Общие характеристики:
1. Нарушение зрения препятствует развитию ребенка в различных областях, поскольку у мозга нет обычной стимуляции к развитию нейронных связей. У таких детей замедлена моторика, когнитивные (познавательные), языковые навыки.

На этом фоне значительно затруднена социальная адаптация, поскольку малыш не может в полной мере подражать взрослым и участвовать в поведенческом и эмоциональном функционировании общества.

Нарушение зрения у подростков, как правило, вызывает следующую волну трудности в социализации.

Слабовидящему человеку приходится носить очки, что не всегда его украшает, или же попросту зависеть от помощи зрячих.

2. Следует учитывать особенности детей с нарушением зрения, которые потеряли его до 5 лет.

В таких случаях говорят о врожденном нарушении зрения, поскольку у малыша не сохраняются в памяти визуальные образы, которые могут помочь в его обучении.

Дети испытывают трудности в понимании сложных абстрактных понятий, например, цвет, пространственное расстояние, пространственное взаимоположение и т.д.

Нарушение зрения само по себе не повлияет на когнитивную обработку ребенком другой сенсорной информацией, но у него будет дефицит контакта с внешней средой.

3. Каждое из нарушений зрительной функции отличается по своей природе, сочетанию и степени. Следовательно, развитие ребенка, режим его обучения и потребности также будут отличаться.

Для успешной социализации необходимо понять, как зрительное функционирование ребенка повлияло на его развитие и определить таким образом его уникальные образовательные потребности и методы обучения, независимо от возраста.

Нарушение зрения у школьников делает этот процесс несколько сложнее, но даже с остаточным зрением дети могут нормально обучаться в специализированных садиках и школах.

Садики и школы для слабовидящих детей имеют специальные программы и методики по развитию

4. Диагностика детей с нарушением зрения должна быть произведена как можно раньше, поскольку функциональное развитие глаз ребенка завершается к 8 годам.

Существует мнение, что при утрате одного органа чувств другие берут на себя часть его функций. Это было бы справедливо ко взрослому или человеку, который изначально хорошо видел, но постепенно утратил эту функцию. Для детей, имеющих врождённое нарушение зрения, теряется самый главный стимулятор, который запускает развитие мозга.

Другие сенсорные системы могут помочь в определенной степени, но не способны полностью компенсировать отсутствие зрения по следующим причинам:

  • слух и прикосновение не могут обеспечить такую же стимуляцию и информацию, как зрение. Без зрения некоторые понятия никогда не смогут быть полностью поняты, например, облака, высота зданий и т. д.
  • информация, получаемая от прикосновения и звука, поступает последовательно, а видение является источником полного представления об объекте.
  • видение помогает ребенку понять весь предмет и его части, а также взаимоотношениями между частями, в то время как прикосновение и слух требует, чтобы ребенок исследовал каждую часть, а затем интегрировал изображения в уме.

Традиционными методами обследования в офтальмологии являются офтальмоскопия и тестирование остроты зрения с помощью таблицы Орловой или Сивцева. Для детей с нарушением зрения существуют специальные методики, которые также позволяют установить качество связей зрительного анализатора с мозгом и его другими функциями.

С этой целью проводят диагностику по методу Солнцева Л.Н., который включает оценку двигательных навыков, ассоциации речевых образов со зрительным представлением, способности воспроизвести формы и образы с помощью рисунка, возможность подражать действиям взрослого.

В результате обследования возможно выявить уровень развития зрительного анализатора, умственных показателей и способности к обучению.

Терапия

Родителям детей с нарушением зрения особое внимание следует обратить на физическое развитие малыша. Поскольку отсутствует визуальный контроль движения, то часто такие дети имеют плохую координацию. И движения прерывчатые и резкие, часто совершаются невпопад.

У слабовидящих детей необходимо развивать моторику физическими упражнениями

Для таких детей очень полезной является ЛФК. Лечебная физкультура помогает установить нейро-мышечные связи между мозгом и мышцами, учит ребенка контролировать свое тело без зрения.

С другой стороны, обязательно нужно ежедневно выполнять зрительные гимнастики, которые помогают в развитии самого зрительного аппарата.

Они тренируют глазодвигательные мышцы и те, что отвечают за правильную фокусировку. Гимнастика способствует снятию напряжения с одной группы мышц и приведению в тонус других.

Таким образом можно эффективно бороться с косоглазием, дальнозоркостью и близорукостью.

В лечебных учреждениях используют специальные приборы – амблиоспекл лазерный, макулостимулятор, фосфенстимулятор, приборы для паттерн-стимуляции.

Для развития других сенсорных чувств и коррекции психологических проблем, связанных с нарушением зрения, современные методики предлагают различные тактильные техники.

Например, песочная терапия помогает ребенку снять эмоциональное напряжение, улучшает мелкую моторику, стимулирует активные точки на ладошках, подстегивает нервную систему.

С помощью песка дети, которым трудно говорить, могут выразить свои мысли, страхи и переживания, избавившись от их груза. Многим детям в улучшении зрения помогает именно такая психоэмоциональная разрядка.

Поскольку родителям бывает трудно определить, что у маленьких детей является проявлением возрастной нормы, а что свидетельствует о нарушении зрения, то нужно обязательно посещать детских специалистов в рекомендуемые сроки для профилактических осмотров.

Источник: http://glaziki.com/zdorove/narushenie-zreniya-detey

Дети с нарушениями зрения – классификация, причины и лечение

Нарушения зрения у детей

У каждого человека есть три важных органа, благодаря которым они познают внешний мир: глаза, уши и органы осязания. Часто встречаются пациенты с врожденными или приобретенными аномалиями, из-за которых организм не может полноценно выполнять свои функции.

К этой категории относятся дети с различными нарушениями зрения. Родителям, столкнувшимся с нарушениями зрения у своих детей, необходимо знать основные правила их воспитания и развития.

Психическое и физическое развитие ребенка с таким диагнозом отличается от развития здоровых детей.

Классификация нарушений зрения у детей

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушения зрительных функций относятся:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности, которые вызывают аномалии при внутриутробном развитии;
  • болезни, перенесенные после рождения (травма глаз, инфекция и т.д.);
  • плохая наследственность (глаукома, катаракта и другие проблемы со зрением, которые диагностировали у родственников).

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания.

Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка.

Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Психологические особенности

Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.

Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:

  • Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
  • Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
  • Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.

Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.

Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.

Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.

Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.

Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей. Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм.

Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения. В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.

Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.

Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима.

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

Особенности выбора школы и места в классе

Детей с незначительными дисфункциями обучают в условиях массовой школы. При этом врач четко прописывает физическую нагрузку (в некоторых случаях ребенка могут освободить от посещения уроков физкультуры и т.д.), а также назначает консультации психолога для определения эмоционального фона.

Выбрать подходящее учебное учреждение вам помогут. В первую очередь, все зависит от степени потери остроты зрения. В некоторых случаях детям показано исключительно домашнее обучение, другие же могут посещать обыкновенные школы и ВУЗы.

Плохо зрячие дети, обучаясь, могут отставать от сверстников. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны родителей. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия на дому. Нужно помнить, что чрезмерная нагрузка на глаза может только ухудшить существующую проблему со зрением.

Во время занятий ребенок с близорукостью, дальнозоркостью или другими заболеваниями должен сидеть за определенной партой. Место в классе определяет учитель, исходя из рекомендаций школьной медсестры или лечащего врача. Также рекомендуется следить за психологической обстановкой в классе, ограждая ребенка от негативной атаки сверстников.

При своевременной диагностике и правильном лечении можно добиться частичной коррекции зрения. Это значит, что, со временем ребенок может получить профессию и считать себя абсолютно приспособленным к внешнему миру.

Для полностью незрячих детей важную роль играет правильное домашнее обучение. Нужно помнить, что такие пациенты значительно отстают в развитии, поэтому родителям потребуется много времени и терпения для обучения элементарным навыкам.

В домашних условиях врачи рекомендуют тоже использовать специальную литературу, которая поможет закрепить полученные в учебном учреждении знания. Очень важно несколько раз повторять материал, чтобы малыш смог хорошо его запомнить. Не стоит ограничивать детей от возможности общения со здоровыми сверстниками, от них он может почерпнуть много навыков.

Профилактика нарушений зрения у детей

Очень важно осуществлять профилактические меры сразу после рождения малыша, это поможет снизить риск развития нежелательных осложнений в будущем. Уже на втором месяце необходимо обязательно показаться врачу-офтальмологу, чтобы выявить возможные врожденные аномалии. В дальнейшем рекомендуется выполнять следующие требования:

  • подобрать специальную гимнастику для глаз;
  • не читать книги в положении лежа, обязательно делать небольшие паузы во время чтения;
  • ограничивать время просмотра телевизора, планшета или игры за монитором компьютера;
  • употреблять много витаминов;
  • больше гулять и заниматься спортом;
  • женщине во время беременности избегать инфекционных заболеваний, которые могут спровоцировать нарушения внутриутробного развития.

Если присутствует генетический фактор, то необходимо регулярно проходить осмотры. Важно помнить, что своевременная диагностика поможет избежать негативных последствий в будущем.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/organy-zreniya/deti-s-narusheniyami-zreniya.html

Нарушение зрения

Нарушения зрения у детей

Глаза являются не только зеркалом души. С их помощью мы видим и воспринимаем окружающий мир. Поэтому нарушение зрения заставляет нас страдать, доставляя массу неудобств. И особое внимание этому вопросу надо уделять с раннего детства.

Нарушение зрения у детей

Дети с нарушением зрения, как правило, имеют меньшую двигательную активность, что приводит к таким физическим нарушениям, как неправильная осанка и плоскостопие, также нарушается функциональная деятельность сердечнососудистой системы и дыхания.

Основные особенности детей с нарушением зрения заключаются в том, что они познают мир с помощью слуха и осязания. Поэтому представление об окружающем мире у них отличное от обычного, а качество образов совсем другое.

К сожалению, развитие детей с нарушением зрения происходит намного медленнее, что оказывает влияние на развитие памяти, речи и воображения.

Заниматься со слабовидящими или слепыми детьми должны специально обученные преподаватели, которые смогут максимально стереть границу между ними и здоровыми малышами.

Почему мы хуже видим

Классификация нарушений зрения распределяет их на две группы: функциональные и органические. Функциональные являются самыми легкими с точки зрения исправления, если они были вовремя обнаружены (косоглазие, катаракта, близорукость, помутнение роговицы, астигматизм, дальнозоркость и прочее).

Органические заключаются в нарушениях, которые касаются структуры глаза и отделов зрительной системы. Такие нарушения могут привести не только к ухудшению зрения, но и к его полной потере (миопия, гиперметропии, астигматизм и прочее).

Данные виды нарушения зрения лечатся совершенно по-разному, поэтому важно как можно раньше провести диагностику.

Хорошее зрение зависит не только от глаза, а от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения могут скрываться именно в этом, и делятся они на три группы:

I.         Повреждения частей глаза или структурные нарушения.

II.        Нарушение рефракции, глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.

III.      Поражение той части мозга, которое отвечает за взаимодействие с глазом.

И если врожденных пороков избежать сложно, то дальнейшим нарушениям каждый человек просто обязан препятствовать. В первую очередь, стоит начать с грамотного обустройства рабочего места, когда свет на монитор или рабочий стол падает сбоку, не создавая бликов, расстояние предмета от глаз 50-70 см и смотреть на него лучше сверху.

Профилактика нарушения зрения обязательно должна включать физические упражнения и специальную гимнастику для глаз. Самыми лучшими видами спорта с этой точки зрения признаны плавание, теннис, бадминтон. Они заставляют глаз постоянно фокусироваться на предметах и укрепляют воротниковую зону, что очень важно для хорошего зрения.

Правильное питание и своевременное поступление необходимых для зрения витаминов (А, С, D, E) поможет сохранить острое зрение на долгие годы. Также следует избегать стрессов, выделять время для отдыха и, конечно же, регулярно посещать окулиста.

Классификация причин нарушения зрения. Виды нарушения зрения

Причины нарушения зрения:

  • Заболевания структур глаза или глубокие нарушения работы органов зрения (катаракта – изображение становится мутным, глаукома и пигментная ретинопатия – сужаются поля зрения, дегенерация желтого пятна – темное пятно перед глазами, дегенерация стекловидного тела – паутинка перед глазами и т.д.)
  • Заболевания нервной системы (могут выпадать поля зрения, искривляться изображение, двоиться предметы при инсультах, опухолях нервной системы, после травм)
  • Гормональные заболевания (при диабетической ретинопатии перед глазами появляются пятна)
  • Заболевания сосудов (при гипертонии поражаются сосуды глаза)
  • Психические заболевания (например, истерия)
  • Отравления (неожиданно возникшее двоение предметов может быть первым признаком ботулизма (!), часто сопровождается нарушением речи, отклонением языка, тошнотой и рвотой; особенно, если такая симптоматика развилась у нескольких людей, принимавших пищу вместе)

Что следует делать при возникновении?

Обязательно обратиться к офтальмологу (окулисту). Нужно вызвать скорую помощь, если неожиданно пропало зрение, если в глазах «звездочки» и болит голова, если резко сузилось поле зрения или неожиданно остро возникли любые другие проблемы со зрением.

Частые ошибки самолечения

Отсутствие лечения может привести к слепоте при многих заболеваниях.
Слепота может возникнуть быстро при острых нарушениях зрения без скорой медицинской помощи.

Многих очень пугает снижение зрения вблизи после 40 лет. У всех у нас после 40 начинает понемногу снижаться слух (пресакузия) и зрение (пресбиопия) – это нормальные возрастные изменения тканей нашего организма. Нормальным считается к 45 годам читать в очках +0,5, к 50 – +1,0 и т.д. по +0,5 на каждые последующие 5 лет жизни.

К какому врачу обратиться?

Офтальмолог (окулист). Также могут понадобиться: невролог, кардиолог, эндокринолог, психиатр, психотерапевт, токсиколог, инфекционист, врач скорой помощи.

Источник: https://ztema.ru/symptoms/narushenie-zreniya

Медицина и здоровье
Добавить комментарий