Почему детей надо хвалить

Содержание
  1. Как и за что нужно хвалить своего ребенка?
  2. Как часто хвалить?
  3. За что хвалить?
  4. Когда хвалить и за что?
  5. Как правильно хвалить?
  6. Несколько важных правил
  7. 7 советов, как правильно хвалить ребенка
  8. Как правильно хвалить ребенка:
  9. Нужно ли детей хвалить: когда и как?
  10. Для чего нужна похвала?
  11. На что стоит обратить внимание
  12. Подводим итоги
  13. Как хвалить ребенка- рекомендации психолога как делать это правильно
  14. Почему нельзя хвалить детей
  15. Как правильно хвалить ребенка
  16. Какими словами хвалить ребенка
  17. Как правильно хвалить ребенка: советы психолога
  18. Почему хвалить нужно?
  19. А если ребенка мало хвалят?
  20. Девочку хвалить нужно, а мальчика нет?
  21. ***
  22. Как правильно хвалить
  23. ***
  24. Ваши эмоции важны
  25. Нежелательная реакция
  26. ***
  27. Как вырастить успешного ребенка?
  28. ***
  29. Как перестать орать на ребенка: узнайте, насколько вы позитивны 4 секрета успешного отдыха с ребенком: опыт мамы 
  30. Как правильно хвалить ребёнка (и что бывает, если этого не делать)
  31. Показать ребёнку, что мы его замечаем, можно очень разными способами:
  32. А как же всё-таки хвалить правильно?

Как и за что нужно хвалить своего ребенка?

Почему детей надо хвалить

Вас часто в детстве взрослые хвалили? Меня – нет. Почему-то моя мама считала, что нужно, чтобы «люди похвалили».  А, возможно, хвалила, как все русские, «когда дитя спит».

В результате самооценка у меня длительное время была очень заниженной. Я всего боялась. А вдруг я что-то сделаю не так? Что люди скажут?

Своих детей я стараюсь хвалить. Знаю, насколько это важно не только ребенку, но и взрослому человеку. Ведь не зря в народе говорят, что от похвалы и крылья вырастают.

Итак, женский сайт «Красивая и Успешная» подобрал самые лучшие советы о том, как правильно хвалить ребенка.

Как часто хвалить?

Похвалы должно быть в меру. Ее не должно быть много, но и не должно быть мало. И она должна быть уместна.

Многие склонны полагать, что частая похвала побуждает ребенка к стремлению сделать что-то еще лучше. На самом деле частая похвала может вызвать обратную реакцию. Дети будут подсознательно нуждаться в постоянной похвале. У них возникнет зависимость от этого. Им захочется, чтобы хвалили каждое действие.

Как говорят психологи, став взрослыми, захваленные дети будут ждать, когда их погладят по головке за выполненную работу. Они не будут адекватно реагировать на критику, ведь они с детства приучены на каждом шагу слышать: «Какой ты молодец!».

За что хвалить?

Хвалить ребенка нужно правильно: за его поступки и действия. Не говорите просто, что он молодец, а расскажите, что он сделал что-то намного лучше, чем делал до этого. И все это результат его работы над собой, его упорство и труд.

Предлагаем вам пример, как можно построить разговор в определенной ситуации.

  • Ваша восьмилетняя дочь хорошо расчистила снег во дворе.  Вам понравилась ее работа. Вот вариант разговора, который может произойти между мамой и дочерью.

— Я даже подумать не могла, что ты смогла убрать столько снега за один день!

— Я старалась и смогла.

— Во дворе было так много снега!

— Я все сама убрала.

— Ты отлично потрудилась!

— Я старалась.

— Теперь на двор приятно посмотреть и папа сможет в гараж без проблем проехать.

— Да, стало так красиво!

— Спасибо тебе, мое солнышко!

— За что спасибо? Мне так нравится вам помогать.

Мама похвалила работу дочери, а та почувствовала  свою значимость.

Итак, первое правило –  поощрять нужно поступки сына или дочери. Нужно разговор строить так, чтобы малыш сам сделал вывод о своих поступках.

Когда хвалить и за что?

Если вы застали дитя за работой и увидели, что он делает что-то очень хорошо, поощряйте его прямо сейчас. Эффект похвалы только усилится.

Все мы понимаем, что похвала зависит от возраста малыша. Дошкольнику важна всякая похвала, которая будет вдохновлять его к дальнейшим действиям. А вот с детьми постарше нужно учитывать некоторые тонкости.

  • Так, хвалить нужно за определенный подход к решению задачи или новый подход к решению проблемы, что в дальнейшем будет стимулировать его искать пути решения, если будут возникать проблемы. Важно, чтобы похвала стала толчком в дальнейшем сделать что-то еще лучше.

Как чаще всего взрослые хвалят детей? Какие фразы мы чаще всего слышим на площадке или в саду (школе)?

  • Молодец!
  • Ты – самая лучшая (красивая, умная, талантливая) девочка в мире.
  • Ты лучше всех рисуешь (поешь, танцуешь).

Казалось бы, что плохого в такой похвале? Но опасность такой формулировки заключается в следующем:

  • Вы оцениваете личное качество, а не действие. А если у него в следующий раз не такой хороший рисунок получится?
  • К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.
  • От частой похвалы ребенок становится зависимым от оценки окружающих их людей. Он не умеет оценивать свое поведение, а ждет, кода его оценят другие.

— У меня никогда ничего не получается!

— Неправда, у тебя все получилось!

— Нет, ты так говоришь, чтобы я не расстраивался.

Примерно такой разговор возникает со взрослыми, когда дети начинают замечать свои недостатки и понимать, что их поступки или действия всегда ранее одобряли, выполнил он все хорошо или плохо.

Похвалы должно быть в меру, при этом родители не должны ограничиваться стандартным «молодцом».

Как правильно хвалить?

Похвала состоит из двух частей – наши слова и выводы ребенка о себе.

Говорить общие фразы: «Молодец», «Прекрасно», «Чудесно» — легко, но неправильно.  Фразы, которые мы должны использовать, чтобы одобрить действия детей, должны носить оценку самого поступка, а ребенок сам должен оценить себя.

Важно строить похвалу, придерживаясь принципа «от себя».

Не – ты молодец, а – мне нравится, как ты…

Вот примеры, как правильно строить предложения, чтобы похвалить ребенка:

НеправильноПравильноКак это слышит ребенок?
Ты молодец, что помыл посудуМне так нравится, как ты вымыл посуду. Она такая чистая. Я сделал все хорошо, и мою работу оценили
Ты неплохо написала сочинение для своего возрастаТвое сочинение меня растрогало и впечатлилоЯ справилась с такой сложной задачей
Ты хорошо работаешь с деревомКормушка, которую ты сам сделал, очень мне понравиласьЯ умею что-то делать своими руками
Ты убрала лучше в кухне, чем это делаю яОгромное спасибо, ты так хорошо убрала сегодня в кухне, теперь у меня свободный вечерЯ помогла маме

Внутренняя положительная оценка своих поступков и действий в будущем определит, будет ли самооценка адекватной у ваших детей, когда они подрастут.

Несколько важных правил

Женский сайт sympaty.net составил несколько правил, которые не должны игнорировать родители.

  1. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми.
  2. Никогда не критикуйте при детях их сверстников, ставя своих детей выше. «Как хорошо, что ты это сделал намного лучше, чем Петя». Ваши дети будут в дальнейшем стремиться избегать сложных задач, чтобы не ошибиться, как Петя, с которым вы его ранее сравнили. Ведь он боится потерять звание ребенка «лучше, чем Петя».
  3. Сравнивайте его с «собой вчерашним», то есть, с самим собой.
  4. Никогда не сравнивайте братьев и сестер между собой. Если вашему старшему легко давалась математика, это не значит, что об этом все время следует напоминать младшему, которому математика не дается. Вы плохо повлияете на обоих: и на старшего, у которого начинает зашкаливать самооценка, и на младшего, у которого она падает.
  5. Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется.
  6. Будьте конкретными. Не говорите общими фразами, а описывайте, что именно вы одобряете.
  7. Не ждите совершенства и не скупитесь на одобрение. Ели вы будете ждать от детей идеально выполненного задания или решения задачи, то разочаруетесь, если этого не увидите. Оценивайте даже маленькие шажки и попытки сына или дочери сделать что-то лучше, чем было.
  8. Не ворчите на детей. Если ребенка не хвалят, а постоянно критикуют, он к этому привыкает и никак не старается сделать что-то лучше. Зачем ему стараться?
  9. Эмоции более выразительны, чем слова: не льстите и не преувеличивайте заслуг. То, как вы это говорите, намного важнее, чем то, что вы говорите. Обычное «спасибо» можно сказать по-разному. Поощряйте детей искренне.
  10. Хвалите, но не перехвалите. Все имеет свои границы. Если вы проявите чрезмерный энтузиазм и будете захваливать сына или дочь, они почувствуют давление с вашей стороны. Дети зададут себе вопрос: «А если в следующий раз у меня не получится сделать это также хорошо? Что обо мне подумают родители?».
  11. Не льстите детям. Дошкольников не бойтесь хвалить часто, но при этом не забывайте, что лесть и похвала – не одно и то же. Лесть развивает гордыню.
  12. Не вспоминайте прошлых промахов. «Я так боялась, что ты и в этот раз не справишься, но ты сделал намного лучше». Такая формулировка похвалы неправильная.
  13. Хороший вариант одобрения действий ребенка – рассказать о его достижениях в разговоре с третьими лицами так, чтобы он это ненавязчиво слышал. Но при этом важно не переиграть. Сделать это можно, например, в телефонном разговоре с бабушкой: «Как Анютка эту задачу решила? Я даже не сразу о таком способе догадалась. Как она это сделала?».

Чтобы наши дети в будущем выросли успешными, а не только красивыми, мы будем ребенка правильно поощрять и хвалить.  Делать это будем тогда, когда нужно. А слова подбирать будем только правильные, чтобы не перехвалить и не перестараться, чтобы сын или дочь не чувствовали напора и лести с нашей стороны.

Похвалу можно сравнить с топливом, которое нужно правильно заливать.

Ведь дети, которых не забывают хвалить, верят в свои силы и способности. При этом поощрять и одобрять нужно грамотно и последовательно: обращать внимание даже на маленькие успехи, уточнять, за что именно вы хвалите и не использовать оценочную лестную похвалу.

—Автор –  Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20180201/xvalit-rebenka/

7 советов, как правильно хвалить ребенка

Почему детей надо хвалить

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, приносит ли школьник  долгожданную пятерку по недававшемуся раньше предмету, а может, подросток решил навести порядок в квартире или без напоминаний вымыл посуду, каждый раз дети ожидают похвалы.

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу – как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами.

Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной. Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга.

 Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей – основной способ понять, что он сделал что-то хорошо.

 Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным.

 Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.

Как правильно хвалить ребенка:

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая».

     Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность.

    Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»

  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться».

     К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.

  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же.

    Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие.

    А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий.

    Хвалите его, если он старается и не сдается.

  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/7-sovetov-kak-pravilno-khvalit-rebenka/

Нужно ли детей хвалить: когда и как?

Почему детей надо хвалить

Здравствуйте, дорогие родители!

Воспитание нельзя представить без похвалы, она выступает стимулом, ободряет и обращает внимание на хорошие правильные поступки. На вопрос нужно ли детей хвалить ответ будет положительным.

Да, нужно, но делать это стоит по нескольким простым правилам, чтобы не столкнуться с обратной стороной медали. Перехвалив, родители рискуют вырастить инфантильную, избалованную личность с завышенной самооценкой.

А если совсем не отмечать успехи ребёнка, то неуверенность, тревожность и скованность могут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Для чего нужна похвала?

Согласитесь, что приятно, когда старания и хорошие результаты отмечаются окружающими, даже если человек не ищет похвалы, в любом случае она радует и оставляет тёплое воспоминание.

Придя с работы, и приготовив вкусный ужин, для всей семьи маме будет приятно услышать «Спасибо, мамочка, было очень вкусно, ты такая замечательная!» и усталость как рукой снимает. Ребёнку похвала необходима, особенно в дошкольном возрасте. Детям очень важно нравится родителям и окружающим.

Похвала подсказывает, что он на правильном пути, придаёт уверенность в своих силах, мотивирует, и что немало важно учит ответным чувствам.

Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает положительные эмоции.

На что стоит обратить внимание

Рассмотрим несколько простых рекомендаций, которые помогут родителям и существенно облегчат их жизнь.

1. Важно найти золотую середину. Не стоит хвалить по каждому пустяку. Убрать за собой тарелку или собрать игрушки – это хорошие поступки, отметить их с положительной стороны нужно, но постоянное и чрезмерное восхищение ни к чему, оно обесценит действие и, в конце концов, будет выглядеть как издёвка.

Молчать и сдерживать гордость за чадо или обходиться сухими фразами в те моменты, когда ребёнок отлично выступил на школьном концерте, нарисовал хороший рисунок, помог другу, сделал что-то значимое и ценное для него, будет абсолютно неправильным и убьёт все будущие порывы к действию.

2. Хвалите не обобщающими фразами. Ты молодец, ты самый красивый, ты самый лучший в классе или в мире – подобные фразы не являются полноценной и эффективной похвалой. Они приводят к установке планки, которую ребёнку придётся тянуться всю жизнь, чтобы не разочаровать близких. Абстрактная похвала не даёт ребёнку понимания, за что его хвалят, что он делает хорошо и правильно.

3. Похвала должна быть направлена на что-то конкретное. «У тебя получился красивый рисунок, особенно мне нравится, как ты нарисовал дерево/собаку/домик/солнце, получилось отлично», «Мне нравится твой выбор цвета в этом рисунке», «Ты с выражением читал стихотворение, у тебя отлично получилось» и т.п.

4. Похвала, сравнение и «НО» не совместимы. «Ты приготовила пирог хорошо, но если бы добавила шоколад, было бы ещё лучше», «Здорово, что ты убрал комнату сам, но вот Петя делает это каждый день, может и тебе стоит».

Родителям важно вовремя останавливать подобные порывы «мотивировать» ребёнка, эти фразы с большой вероятностью вызовут совершенно противоположные эмоции — разочарование и чувство недооцененности.

5. Эмоциональная окраска слов очень важна. Улыбнитесь, обнимите, погладьте по голове. Представьте, что ваше чадо старательно собирает пазлы, приносит вам результат своего труда, а вы говорите «Молодец!», продолжая читать книгу или смотреть телевизор, вряд ли это можно назвать похвалой.

Но если вы отвлечётесь, рассмотрите картинку и скажите «Вот это да! Здесь столько деталей, а ты совсем разобрался, это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности, ты такой молодец! Мне очень нравится!», искренне улыбнетесь ему в ответ – это похвала, которая действительно вдохновит к дальнейшим действиям.

6. Не за что хвалить. Довольно часто возникает ситуация, когда родители не знают за что и как похвалить, особенно если дело касается «проблемных» детей. От родителей можно услышать «За что его хвалить? Он ведь уроки не делает, учится плохо, ведёт себя хуже некуда!». В этом случае место для добрых слов должно находиться в обязательном порядке.

Дети воспринимают всё намного острее и зачастую именно «двоечникам» не хватает поддержки и участия, нельзя, чтобы ребёнок в семье чувствовал себя изгоем и постоянно подвергался упрёкам, нравоучениям. Совет может быть один — начать следует с мелочей. Отмечайте элементарные вещи.

Например, встал по звонку будильника без долгих уговоров, собрал школьный портфель с вечера или заинтересовался какой-либо темой по школьному предмету.

7. Родителям так же стоит помнить о важности хвалить не только за конкретный результат или школьную оценку, а за тот путь, который ребёнок проделал, чтобы добиться успеха.

Обязательно нужно отмечать старания и усилия. Можно сказать: «Коля, ты так увлечённо занимаешься, твоё усердие нас очень радует». Такой подход будет побуждать к изучению и познанию, а не только к оценке.

8. Одним из основных моментов является искренность произносимых слов. Дети чувствуют эмоции, поэтому если родители начинают говорить наигранно и через силу, это приводит к замкнутости.

9. Разделяйте похвалу и упрёк. Не нужно говорить «Какой ты порядок навел в комнате, всё убрал, здесь очень чисто, молодец! Обычно-то у тебя такой бардак». Будьте уверены, что запомнится только последняя фраза. Решив похвалить, только хвалите.

10. Что касается вознаграждений в знак похвалы и благодарности, то они возможны, но усердствовать не стоит, чтобы не превращать поступки в гонку за очередным подарком.

Подводим итоги

Благодарите, поощряйте, хвалите – это поможет создать тёплые доверительные отношения. Не стесняйтесь проявлять любовь и заботу – это очень важно.

Соблюдайте баланс, будьте искренни, не сравнивайте с другими детьми, не говорите «но ты мог бы и лучше», используйте развернутые фразы, указывающие на действия, которые вы хотите отметить.

Этим вы помогаете своему ребёнку. Развиваете уверенность, самодостаточность и обязательно услышите слова благодарности и одобрения в свой адрес от уже повзрослевшего человека.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

пишите комментарии и заходите в соц. сети!

 С уважением, Юлия Полонская

Источник: http://polonskaya-blog.ru/nuzhno-li-hvalit-rebenka/

Как хвалить ребенка- рекомендации психолога как делать это правильно

Почему детей надо хвалить

Привет, дорогой читатель блога!  С сезоном поступления детей в детский сад, а так же с появлением у ребенка новых обязанностей, увлечений — возникает у мам вопрос — как хвалить ребенка и нужно ли вообще это делать? Казалось бы, ответ всегда однозначен — всегда и по-больше!

Однако, когда сыну было от рода чуть более года, узнала я о тайном смысле  похвалы для ребенка и была просто поражена. Оказывается, многие семейные и детские психологи уже ни один год рекомендуют не поощрять ребенка при любом его достижении.

Почему нельзя хвалить детей

Искусство хвалить детей доступно теперь каждому — в век гуманного отношения к детям — никогда в исории человечества не относились с таким бережным отношением к ребенку любого социального слоя, не учитывались его прихоти и потребности.

Сейчас же, как вы и сами могли убедиться, либо вам предстоит это  сделать — Закон и всевозможные привилегии на стороне детей. Самый примитивный пример –  посмотрите только на все разнооразие на полках в магазине. Кто бы мог представить себе такое из наших бабушек или даже родителей, довольствуясь, что «палкой не огрели».

Родители хвалят ребенка в 21 веке как должное —
съел обед — «молодец!»,«одел сам сапог — молодец!»,

«в туалет сходил вовремя — МОЛОДЕЦ!».

И хотя эти обороты иронизированы и саркастичны, но доля реалии в них имеется. Вспомните сами — за что вы в последний раз хвалили ребенка? Убрал свои игрушки или отнес посуду до раковины? Помог маме с уборкой или нарисовал шедевр? Все чаще и чаще мы выражаем вое восхищение элементарным навыкам ребенка.

Вам до сих пор не кажется не всегда уместным слова похвалы. Посмотрите на картинки, как мама хвалит ребенка
Казалось бы, ничего страшного – родители мило беседуют с детьми.

Но, учтите, что каждый раз, хваля ребенка за то действие, что должен он выполнять не просто самостоятельно, а без напоминаний — например, убирать за собой — больной вопрос большинства мам, умываться по утрам, мыть руки после прогулок / перед едой и после, и так далее — вы неосознанно даете ребенку выбор — быть хорошим и сделать, либо быть нейтральным и можно не делать!

То есть, выходит так: детям разрешается не выполнять требований родителей, касающиеся элементарного, но при их выполнении ОБЯЗАТЕЛЬНА похвала или поощрение. Без таковой просто стимула нет двигаться в заданном, порой неинтересном направлении.

Доходит до шантажа и вымогания — если я получу пятерку в школе — так и знай, я буду рассчитывать на ту дорогущую игрушку, что показывал как-то в магазине.

И любые доводы по неэффективности покупки не пройдут. Ребенок же выполнил «просьбу-напутствие» к хорошей учебе родителей.

Все логично* Родители же, начинают ругать детей за то, что когда-то не смогли им донести в правильной форме(.

Как правильно хвалить ребенка

Что же советуют психологи на своих консультация насчет похвалы? Есть ли какие-то методы в обход прямому воздействию на психику детей и удержать порыв возомнения о себе всего и вся, дабы проявить инициативу созидать и строить?

Оказывается, похвалу, как таковую, никто не отменяет. Надеюсь, прежде чем материть мать-ехидну, не проронившую и слова ласкового в адрес детей, вы дочитали именно до этого места ;-).

Итак, хвалебные песни нужны каждому. Этакий жест одобрения от родных ребенку не помешает никогда! Кроме того, одобряя, но не преувеличивая способности детей, мы вполне можем подтолкнуть ребенка к формированию уверенности в себе и задать правильное направление в развитии талантов.

Бывают и такие ситуации, когда ребенок впервые услышал похвалу и выяснилось, что он вообще не любит, когда его хвалят! Этакий дикарь в городе(. Смесь смущеня и растерянности налицо…

Допустим, сын или дочь — дошкольник или уже старшей школы увлекается танцами или рисованием — почему бы не выразить свое отношение к данному виду рода занятий? Не восклицать при любом неуклюжем шедевре красками, как великолепен в лучах солнца сюжет композиции — особенно, если это, положа руку на сердце, совсем не так; а при любом  движении не восторгаться гибкости и грациозности тела, уверяя, что «еще чуть-чуть» и из тебя получится профессиональный танцор — все же мечты мечтами, а реальность порой сильно о землю ударяет(.

Какими словами хвалить ребенка

Все, теперь к главному буду заканчивать эссе.

Как же, как же правильно похвалить и не заострять внимания на деянии, что соизволил выполнить ребенок? Кстати, рекомендации от психолога не только для детей, так же сюда можно отнести и всех вокруг — начиная от родственников чуть дальше самого близкого круга семьи, заканчивая детьми в детском саду и на площадке, порой так требующих уважения от мам-соседок, что разговаривают между собой). А вы сами хвалите чужих детей — на глазах или за глаза у своего ребенка? Интересно было бы послушать позицию и опыт мам.

Любую похвалу рекомендуется замаскировыватьпод определения «хорошо/не очень хорошо/плохо», «полезно/допустимо/ не полезно», в конце концов «можно/нежелательно/ запрещается».

Пример: мама хочет похвалить ребенка школьника за вовремя сделанные уроки. Но разве он не должен выполнять их как само собой разумеющееся? В связи с чем в началом учебного года сыпятся на головы мам дополнительные проблемы и нервортрепки в связи с обучения? Дети разучились выполнять уроки самостоятельно, смысл в учебе вообще потерян.

Дальше — навязанная взрослыми учеба летит в пропасть, ребенок, подрастая, обретая по-немного свободы, ударяется во все, что было запрещено — и чем дальше, тем лучше! Помните сами понты перед друзьями?

А можно похвалить ребенка примерно так за то же выполненное домашнее задание: «Как же здОрово! Теперь можно без пролем заняться и любым тебя интересующим делом! Ты уже играл в компьютер? / Может, приготовим вместе десерт?/ Пойдем прогуляемся всей семьей, у меня с папой тоже есть немного свободного времени!/ а тут придумайте свой вариан в связи с интересами ребенка».

Еще немного советов:

И, да.

Не забудьте подкрепить его самостоятельность и рвение, пусть еще и не очень инициативное, к учебе: «Теперь ты стал немного умнее, расскажешь, что запомнил? Ведь в наше время была другая программа для школьников», «Я так и думала, ты способный у меня и справишься с заданием сам!», «Как же мне повезло с тобой, что не нужно напоминать о необходимости своевременном выполнении задания!».

Кстати, последний пункт поистине неоценим — вы только подумайте, что не нужно более названиваь с работы домой и спрашивать свое чадо что задали и выполнено ли задание? Все силы можно приложить к эффективной работе и дальнейшему развитию навыков!

Надеюсь, теперь вопроса как хвалить ребенка и нужно ли это вообще ему — не возникет. Каждый сделает выбор и сможет помочь своему чаду подготовиться к уверенной взрослой жизни с самодостаточным багажем знаний!

До скорых встреч, впереди еще много интересного. Детство все же — незабываемая пора и бесподбное вдохновение маме!

Надежда Николаева.

 Так же предлагаю вам целый сборник авторских тестов, созданных лично мной, где вы сможете на досуге оценить свое умение овладения наукой воспитания малышей).  Сборник доступен после подписки на новости блога, гарантирующему отсутствие спама, кнопка для подписки внизу под статьей и справа, в баннере).

Источник: http://mama-on-line.ru/psychology/kak-khvalit-rebenka-kak-pravilno-khvalit

Как правильно хвалить ребенка: советы психолога

Почему детей надо хвалить

[artlabel id=”100596″]

Похвала просто необходима ребенку. Но делать это нужно правильно, только тогда воспитание будет успешным.

Burda Media

Как воспитывать детей, чтобы они росли не только счастливыми, но и уверенными в себе, могли твердо идти к своей цели? Используйте в воспитании похвалу — она творит чудеса! Как правильно хвалить ребенка, расскажет психолог Анна Трухан.

Анна Трухан

Практикующий кризисный психолог. Президент ICDP Ukraine. Член Совета Правления “Национальной психологической ассоциации”. Тренер International Child Development Programme, учредитель и заместитель руководителя ОО «Ассоциация детских и семейных психологов Украины».

  Как мотивировать ребенка на успех: 20 правил, которые работают

Почему хвалить нужно?

Похвала обладает, даже в малых количествах, огромной силой и необходима любому человеку, почти как глоток воды или свежего воздуха. Она дает свежее дыхание, орошает и питает желания и стремления, мотивирует.

Хвалить ребенка необходимо. Похвала, частично, помогает ему создать позитивный и реалистичный образ самого себя. Она, концентрирует ребенка на его успехах, укрепляет уверенность в собственных силах, мотивирует на новые достижения. Благодаря ей у детей появляются желание и интерес к новой деятельности.

Burda Media

А если ребенка мало хвалят?

Отсутствие же похвалы, игнорирование усилий малыша приводит к обратному результату. У детей пропадает интерес, они становятся апатичными, равнодушными, ленивыми.

Сильно в похвале нуждаются дети застенчивые, стеснительные, тревожные. Такому малышу необходима, даже чрезмерная похвала на раннем этапе. Как только у ребенка снизится тревожность, появится активность, важно постепенно снижать количество «сладкого лекарства».

Девочку хвалить нужно, а мальчика нет?

Вопрос о похвале всегда вызывает много разногласий. Существует мнение, о том, что девочку не следует хвалить за сделанное, дабы у нее сложился стереотип того, что признание придет к ней только за ее достижения. Дочь необходимо хвалить за то, что она просто есть – умница, красавица, хозяюшка. Мальчика же — наоборот.

Необходимо четко разделять похвалу и комплименты. Замечательно, если будущая женщина с ранних лет будет уметь принимать комплименты. Этот навык поможет ей в будущем избежать многих проблем. А вот отсутствие похвалы за усилия или достижение будущей женщине может навредить. Делайте комплименты и грамотно хвалите своих дочерей. Одно другому не мешает.

***

Помните, то чему вы придаете значение, на чем концентрируете внимание свое и своего ребенка, то и становится во главу угла, сопровождает вас обоих на протяжении всей жизни, закрепляется в ребенке.

Burda Media

Как правильно хвалить

Чтобы самооценка ребенка оставалась адекватной, а похвала не превратилась в медовую пахлаву, запомните несколько «похвальных ограничений»:

  1. Хвалить необходимо за конкретные действия, поступки, избегая оценки самого ребенка (не переходите на личности).
  2. Избегайте хвалебных од тому, что ребенку дано природой (внешние данные, гибкость). Ребенка необходимо похвалить за то, что ему дается нелегко и приходится прилагать усилия.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими, избегайте комментариев «Ты сделал это лучше Вани», «Маша никогда так не напишет».
  4. Хвалите за новые усилия и достижения. Разумно дозируйте похвалу.
  5. Не зацикливайтесь на том, что ребенок уже научился делать хорошо. Расширяйте зону его развития.

***

Например, вы уже неоднократно похвалили ребенка за то, что он научился держать самостоятельно ложку. Малыш, вновь беря в руки столовые приборы, с ожиданием смотрит на вас.

Вам стоит отметить, что видите, как он прекрасно это умеет делать, и что вы много раз уже похвалили его за это усердие. Определите для ребенка новый ориентир – не проливать содержимое ложки, набирать меньше. Теперь, хвалите ребенка за умение кушать аккуратно.

А похвалу за прежний навык выражайте одобрительным взглядом, кивком головы или легким поглаживанием. Постепенно и вовсе ее сократив.

Ваши эмоции важны

Важно озвучивать ребенку происходящие изменения в своем поведении.

Хвалите ребенка эмоционально. Чем младше ребенок, тем ярче должна быть эмоциональная окраска вашей похвалы. Учитесь и учите малыша проявлять положительные эмоции, радоваться успехам.

Похвала должна быть искренней. Дети чувствуют фальшь и неуверенность в словах взрослых. Хвалить ребенка можно как голосом, так и жестами. Главное, чтобы кроха понимал, что его усилие замечено и одобрено.

Сравнивая достижения ребенка с его более ранними успехами, избегайте слов, обесценивающих и обнуляющих похвалу: «наконец то ты это сделал», « у тебя получилось? Я уж думал, что этого никогда не случится!»

Учитывайте возраст ребенка. Согласитесь, если вы похвалите 3-х летнего малыша за то, что он самостоятельно и без напоминаний чистит зубы, малыш будет гордиться собой. А вот, если вы, например, скажите своему шестнадцатилетнему сыну: «Здорово, ты сам почистил зубы, мне не нужно тебе об этом напоминать!», скорее всего, сын обидеться на вас.

Burda Media

Нежелательная реакция

Иногда, сказанная из самых лучших побуждений, кроме приятных чувств похвала может вызвать и другую, неожиданную реакцию.

Чем расточительней  мы хвалим, тем больше сомнений вызываем у детей.

***

Ваш первоклассник дебютировал с домашним заданием, нарисовав картину летнего отдыха.

Вы, из самых лучших побуждений, реагируете: «Великолепный рисунок! Какой красивый!» Такие оценочные слова, как красивый и великолепный, могут заставить  детей чувствовать себя неловко.

И в ответ на ваше красноречие, новоиспеченный школьник, в этом случае, вернется за уточнениями: «Тебе правда понравился рисунок?», «Я молодец?».

Как вырастить успешного ребенка?

Автор и специалист в области отношений родителей и детей — Адель Фабер в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» пишет о полезной похвале, которая состоит из двух частей:

  1. Взрослый с уважением описывает, что он видит или чувствует.
  2. Ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить.

Burda Media

Например, рассматривая рисунок малыша, описывайте увиденное: «Я вижу, ты выбрал много ярких цветов для своего рисунка. Желтым карандашом ты нарисовал большой круг, от него идут линии в разные стороны и т.д. Смотрю на твой рисунок и вспоминаю лето! Настроение становится солнечным!»

Скорее всего, услышав ваши слова, ребенок останется доволен собой. Такая похвала закрепляет его уверенность в том, что он все сделал хорошо.

Учитесь хвалить детей, говорите о своих чувствах, закрепляйте уверенность в том, что они замечены и значимы.

Каждый день расширяйте мировоззрение ребенка, учите не бояться ошибок, путешествуйте, совершайте новые открытия, будьте на одной волне с природой, и конечно же, правильно и полноценно питайтесь — это основа всех основ. Все это поможет вашему маленькому непоседе стать успешным и самодостаточным взрослым.

***

Независимо от выбранного вами подхода к воспитанию, факторы правильного питания и физической активности малыша всегда будут играть важнейшую роль в развитии и становлении личности.

Диетологи рекомендуют ежедневно включать в меню ребенка рыбу и мясные продукты, сезонные овощи и фрукты, орехи, злаковые и каши, растительные масла, молоко и молочные продукты.

Важно следить за тем, чтобы в рационе ребенка было достаточное количество веществ, которые не синтезируются организмом самостоятельно, и, при этом, критично необходимы для полноценного психологического и физического развития детского организма. Прежде всего, это Омега-3 и Омега-6 кислоты.

Если малыш не любит продукты, в которых содержится Омега, то на помощь родителям приходят современные технологии. В Украине уже производят молочные продукты, содержащие Омега-3 –  это ТМ «Локо Моко».

ТМ «Локо Моко»

Продукты «Локо Моко» чрезвычайно полезны благодаря обогащению кальцием, витамином Д3 и  Омега-3. Кислоты Омега-3 обеспечивают клетки энергией для лучшего прохождения импульсов между ними, благодаря чему улучшаются память, концентрация внимания, восприятие информации.


Как перестать орать на ребенка: узнайте, насколько вы позитивны
4 секрета успешного отдыха с ребенком: опыт мамы
 

Источник: Уoutube,  Lactel Moloko

7 привычек, которые помогут ребенку быть успешным в школе

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/pochemu-hvalit-rebenka-nuzhno-i-kak-eto-delat-pravilno/

Как правильно хвалить ребёнка (и что бывает, если этого не делать)

Почему детей надо хвалить

Часто, размышляя о воспитании детей, мы оперируем понятиями системы «кнута и пряника»: как и за что правильно хвалить, а за что стоит отругать или наказать. Но воспитание детей — это не дрессировка собак. Просто ругать и поощрять их недостаточно.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Ребёнку любого возраста прежде всего нужно, чтобы родители его замечали. В норме ребёнок и родитель связаны отношениями привязанности, в идеале — это отношения надёжной привязанности. То есть ребёнок чётко знает не только то, что он ваш, но и то, что он вам нужен и вами любим, вы готовы его защищать и о нём заботиться. Похвала — это один из способов проявить внимание к ребёнку.

Показать ребёнку, что мы его замечаем, можно очень разными способами:

  • похвалить;
  • отложив все дела и глядя в глаза, внимательно выслушать то, чем сын или дочка хотят с нами поделиться;
  • улыбнуться;
  • одобрительно кивнуть;
  • порадоваться или восхититься тем, что он делает или рассказывает;
  • мимоходом показать большой палец, увидев, например, что ребёнок самостоятельно делает домашнюю работу;
  • обнять или поцеловать;
  • обстоятельно рассказать, что нам нравится в том, что сделал или от чего удержался ребёнок;
  • предложить какое-то дело в сфере интересов ребёнка: «Я видел (а), ты сейчас много рисуешь. Не хочешь в выходные сходить на мастер-класс по живописи вместе со мной?»;
  • попросить помочь вам или кому-то в том, что ваш ребёнок делает классно: «Может, сделаешь мне причёску? У тебя французские косички получаются намного лучше, чем у меня».

Этот список далеко не полный. Попробуйте продолжить его сами.

Ребёнку всегда необходимы поддержка и одобрение взрослых

Если родитель очень мало замечает ребёнка, то ребёнок старается сделать всё, чтобы это изменить. Тут возможны несколько вариантов развития событий.

1. Ребёнок будет всячески стараться быть хорошим и соответствовать вашим ожиданиям. На первый взгляд, всё отлично. Перестаю его замечать на какое-то время и, вуаля, ребёнок становится вундеркиндом, поступает в престижный вуз, записывается на кинопробы и превращается в восходящую звезду и так далее.

Путь воспитания гениев и успешных людей найден. Увы, не так всё просто. Достижения, может, и будут (хотя многие дети «ломаются» на этом пути), но сама установка, что всё время нужно кому-то что-то доказывать, «если ты не гений, то — лузер», очень сильно отравляет жизнь ребёнку.

А затем, и выросшему из этого ребёнка взрослому.

2. Ребёнок поймёт, что всё тщетно. Маму с папой вообще ничем особо не порадуешь. Или же то, что может их порадовать и что они одобряют, просто невозможно осуществить.

В этом случае ребёнок может начать болеть, калечиться на ровном месте, впасть в депрессию или у него может появиться самоповреждающее поведение.

Понятно, что, когда с ребёнком что-то не так, большинство родителей тут же включаются: они начинают жалеть, искать, чем помочь, то есть начинают замечать ребёнка, но только в ситуации, когда тому плохо. Раз так, логика одна — надо страдать.

3. Ребёнок начнёт себя плохо вести. Родитель замечает ребёнка, но делает это очень формально. А вот если ребёнок набедокурит, то тут ему внимание обеспечено.

И ребёнок на подсознательном уровне усваивает: хочешь, чтобы мама оторвалась от готовки и разговоров с подругами, а папа — от телевизора, придётся что-нибудь натворить.

Негативное внимание для ребёнка все же лучше, чем совсем никакого.

Не нужно постоянно пытаться дать ребёнку то, чего не было в вашем детстве

Понятно, что родитель перестаёт обращать внимание на ребёнка обычно не от хорошей жизни. Родителей, одержимых идеей как-то целенаправленно навредить своим детям, всё-таки немного.

Нам трудно замечать или уж тем более позитивно замечать своих детей в следующих случаях.

У нас нет ресурса. Мы устали, горюем, длительно находимся в ситуации сильного напряжения, угрозы и так далее.

Силы остаются только на выживание и минимальное обеспечение потребностей ребёнка: цел, сыт, обут, одет, вымыт и отправлен в школу. В такой ситуации важнее всего вернуть ресурс.

В первую очередь себе, а не пытаться из последних сил додать что-то ребёнку. Когда родитель в порядке он сумеет позаботиться о детях.

Мы не очень в курсе психологических потребностей ребёнка. Сейчас, когда психологической литературы очень и очень много, психологическая грамотность родителей высока. Но возникает другая проблема: становится сложно применить изученное к реальной жизни.

Никто лучше вас самих не знает вашего ребёнка и никто не может вам указать стопроцентно верный путь его воспитания. Поэтому очень важно пропускать любые, даже самые прекрасные психологические концепции и рекомендации через себя.

Выбирая те или иные решения, ответьте себе на вопросы: почему я думаю, что моему ребёнку это полезно, как я узнаю (по каким признакам в поведении, самоотношении ребёнка и так далее), что это именно так?

Трудно сойти с привычных рельсов. Здорово, если вам повезло, и ваши собственные родители воспитывали вас так, как вам нравится. То есть, вы хотели бы воспитывать своих детей по таким же принципам. Но, бывает так, что мы совсем или частично не хотим повторять опыт наших родителей. И вот тут-то и возникают трудности.

В стрессовой ситуации (когда ребёнок утомил капризами, непослушанием, тем, что он «тупит» на ровном месте — у каждого из нас свои «болевые точки») у родителя автоматически могут включаться воспитательные стратегии, знакомые по собственному детству. И мы вдруг с изумлением и ужасом замечаем, что орём, хватаемся за ремень, обещаем лишить всего на веки вечные. При этом ещё совсем недавно давали себе слово, что никогда и ни за что не будем поступать так, как наши родители.

Чаще обсуждайте и анализируйте с ребёнком его успехи и неудачи

Другой вариант «привычных рельсов», это когда мы из принципа делаем всё наоборот, не так, как воспитывали нас. Без учёта реальной ситуации и конкретного ребёнка.

Нередко то, чего нам не хватало в детстве, становится для нас настолько огромной ценностью, что своему ребёнку мы стараемся этого дать как можно больше

Так, например, те, кого очень жёстко контролировали, дают ребёнку гораздо большую свободу, чем порой необходимо. Лишь некоторым счастливчикам при этом удаётся найти баланс между свободой и контролем. Это и естественно, потому что восполняем мы в этом случае не потребность своего сына или дочки, а потребность своего «внутреннего ребёнка».

Одним родителям достаточно осознать наличие сценария/антисценария, чтобы изменить свой подход к воспитанию. Другим помогает работа с психологом или психотерапевтом.

А как же всё-таки хвалить правильно?

С трудом представляю себе родителей, которые перед похвалой срочно сверялись бы с тем «А что там говорят психологи по этому поводу». Но всё-таки наметить вектор движения можно.

1. Хвалите ребёнка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но ребёнок поймёт, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.

2. Сравнивайте его только с самим собой. Если мы сравниваем ребёнка с другими детьми, мы обращаем его внимание не на то, к чему стоит стремиться, а на то, что он лично нас не устраивает. И что соседский Антон был бы для нас гораздо лучшим сыном.

3. Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребёнку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я, правда, горжусь тобой».

4. Важно, чтобы похвала соответствовала возрасту и уровню развития ребёнка. То, что трёхлетка вытер со стола лужу по собственной инициативе, вызывает мамин бурный восторг: «Умница! Мамин помощник!». Подростку в этом случае достаточно вашей благодарности или улыбки.

5. Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке, можно отметить что-то хорошее. Хотя бы намерение.

6. Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам нравится в работе ребёнка или его поступке.

7. Нет ничего ужасного в оценочных суждениях или ты-высказываниях: «Ты — молодец. Это хорошая работа». Главное, чтобы в вашем общении с ребёнком присутствовали и другие формы похвалы.

8. Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребёнком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете ему его собственный прогресс. Не важно, о чём идёт речь: об учёбе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании.

iStockphoto (djedzura, Kerkez, Choreograph)

Все о воспитании детей читайте по этому тегу.

Сравнивай и подстрекай: почему нельзя приводить в пример других детей

9 главных фильмов о школьной любви

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/3651807-praise

Медицина и здоровье
Добавить комментарий