Агрессия и её роль в развитии человека

Содержание
  1. Агрессия и конфликты Определение и виды агрессии Агрессия: определение
  2. 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению
  3. Структурные компоненты агрессии
  4. Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивного поведения
  5. Теоретический анализ темы исследования
  6. Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками. Эрих Фромм, выдающийся мыслитель нашего столетия, выделил следующие типы агрессии:
  7. 1. Псевдоагрессия. Под этим понятием он понимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения»
  8. · Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность
  9. а) Деструктивность отмщения. Агрессивность из мести – это ответная реакция индивида на несправедливость, которая принесла страдания ему или кому-либо из членов его группы. Такая агрессия возникает уже после того, как причинен вред. Самое страшное, что она отличается значительно большей жестокостью. Неслучайно в языке бытует выражение «жажда мести»
  10. 1.Физическая – активная – прямая. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
  11. Агрессия как характеристика общества
  12. Как возникает агрессия
  13. Смена ориентиров
  14. Возможные решения проблемы
  15. Помощь науки

Агрессия и конфликты Определение и виды агрессии Агрессия: определение

Агрессия и её роль в развитии человека

Сегоднямы очень часто слышим слова «агрессия»,«насилие». Они звучат в средствахмассовой информации, в транспорте, вбыту. Что же такое «агрессия»?

Внастоящее время нет четкого определенияагрессии и различными авторами предложеномножество определений агрессии, ни одноиз которых не может быть признаноисчерпывающим и общеупотребительным.

Восновном, под агрессией понимаетсявредоносное поведение.

Изэтого множества можно выделить следующиетрактовки понятия агрессии.

1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению

Так,Л.Бендер(1963), например, говорит об агрессии кактенденции приближения к объекту илиудаления от негоФ.Аллан(1964) описывает ее как внутреннююсилу, дающую человеку возможностьпротивостоять внешним силам.

2.Под агрессией понимаются акты враждебности,атаки, разрушения,то есть действия, которые вредят другомулицу или объекту.

Сточки зрения А.Басса(1961), агрессия– это любое поведение, содержащее угрозуили наносящее ущерб другим.

Зильманн(1979) под агрессией понимает попыткунанесения другим телесных или физическихповреждений.

Внастоящее время большинством принимаетсяследующее определение (данное впсихологическом словаре).

Агрессия(от лат. aggredi– нападать) – целенаправленноедеструктивное поведение, противоречащеенормам и правилам существования людейв обществе, наносящее вред объектамнападения (одушевленным и неодушевленным),причиняющее физический вред людям иливызывающее у них отрицательныепереживания, состояния напряженности.

Агрессияобъединяет такие разнообразные актыповедения, как злые шутки, сплетни,враждебные фантазии, деструктивныеформы поведения, вплоть до убийства.

Вто же время, многие авторы разводятпонятия «агрессия»и «агрессивность».

Агрессиярассматривается как специфическаяформа поведения и трактуется как процесс,имеющий специфическую функцию иорганизацию.

Агрессивныедействия могут выступать:

  • как средство достижения какой-либо цели;
  • как способ психической разрядки;
  • замещение удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как форма реализации и самоутверждения.

Агрессивность– психическое свойство личности ирассматривается как некоторая структура,являющаяся компонентом более сложнойструктуры психических свойств человека.

Кпонятию «агрессивность»близко подходит состояниевраждебности.Согласно Басс (1961), враждебность– более узкое по направленностисостояние, всегда имеющее определенныйобъект.

Часто враждебность и агрессивностьсочетаются, но нередко люди могутнаходиться во враждебных или дажеантагонистических отношениях, однако,никакой агрессивности не проявляютхотя бы потому, что заранее известны ееотрицательные последствия для «агрессора».

Бывает и агрессивность без враждебности,когда обижают людей, к которым никакихвраждебных чувств не питают.

Структурные компоненты агрессии

Агрессиюможно рассматривать не только какповедение, но и как психическое состояние,имеющее три структурных компонента:познавательный,эмоциональный иволевой.

Познавательныйкомпонентзаключается в ориентировке, котораятребует понимания ситуации, виденияобъекта для нападения и идентификациисвоих «наступательных средств».

Некоторыепсихологи (например, Р. Лазарус) считаютосновным возбудителем агрессии угрозуи считают, что угроза вызывает стресс,а агрессия является реакцией на стресс.Но далеко не всякая угроза вызываетагрессивное состояние, с другой стороныне всегда агрессивное состояниепровоцируется угрозой.

В тоже время, втех ситуациях, когда агрессия вызываетсяугрозой и правильное понимание этойугрозы, ее объективный анализ и оценка– являются весьма важными познавательнымиэлементами агрессивного состояния. Отпонимания угрозы зависит возникновениеагрессивного состояния, его форма исила. Переоценка угрозы может вызватьотказ от агрессии как средства борьбыи сознание своего бессилия.

Недооценкаугрозы может привести к нанесению вредачеловеку, моральному или физическому.

Вэмоциональномкомпонентеагрессивного состояния выделяют преждевсего гнев. Часто человек на всех этапахагрессивного состояния – при подготовкеагрессии, в процессе ее осуществленияи при оценке результатов – переживаетсильную эмоцию гнева, иногда принимающуюформу аффекта, ярости.

Но не всегдаагрессия сопровождается гневом и невсякий гнев приводит к агрессии.Существует «бессильный гнев» прифрустрации, когда нет никакой возможностиснять барьер, стоящий на пути к цели.

Так, иногда подростки переживают гневпо отношению к старшим, но этот гневагрессией даже в словесной форме обычноне сопровождается.

Эмоциональнаясторона агрессии не исчерпываетсягневом. Особый оттенок этому состояниюпридают переживания недоброжелательности,злости, мнительности, а в некоторыхслучаях и чувства своей силы, уверенности.Бывает и так, что агрессор переживаетрадостное, приятное чувство, патологическимвыражением которого является садизм.

Агрессивноесостояние часто возникает и развиваетсяв борьбе, а всякая борьба, как правило,требует проявление волевых качеств.Волевойкомпонентагрессивного состояния проявляется вцелеустремленности, настойчивости,решительности, а в раде случаев винициативности и смелости.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3006481/

Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивного поведения

Агрессия и её роль в развитии человека

Курский Государственный Технический Университет

Курсовая работа по социологии

«Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивного поведения»

Теоретический анализ темы исследования

Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив – роль агрессии в развитии жизни столь велика, что её попросту трудно переоценить.

Существует точка зрения, согласно которой считается, что, когда рассерженный человек «выпускает пар» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых – уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Типы агрессии по Фромму

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками. Эрих Фромм, выдающийся мыслитель нашего столетия, выделил следующие типы агрессии:

В «доброкачественной агрессии» он выделил несколько видов:

1. Псевдоагрессия. Под этим понятием он понимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения»

в) Агрессия как самоутверждение. Важнейший вид псевдоагрессии – самоутверждение. Само слово «агрессия» происходит от aggradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «на-ступать».

Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением.

Есть один очень важный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, вцелом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности.

Агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и поэтому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении). Робкий, закомплексованный человек страдает от недостатка наступательной активности, поэтому ему гораздо сложнее достугнуть поставленной цели из-за определенных комплексов.

г) Оборонительная агрессия. Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. «Человек, как зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам»[I, с.371]. Каждый человек нуждается в эмоциональном равновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев; индивид пытается любой ценой избавиться от боли и страха. Результат всего этого – оборонительная агрессия.

· Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность

По мнению Э. Фромма, «биологически неадаптивная, злокачественная агрессия вовсе не является защитной от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение»[IV,133].

Главные проявления такой агрессии – убийство и жестокие истязания. Они не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. В основе «злокачественной агрессии» лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал.

Такая агрессия встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности.

1. Спонтанные формы.

Спонтанные проявления агрессивности обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивным потенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующих условиях. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку (войны, религиозные или политические конфликты, нужда, чувство обездоленности).

а) Деструктивность отмщения. Агрессивность из мести – это ответная реакция индивида на несправедливость, которая принесла страдания ему или кому-либо из членов его группы. Такая агрессия возникает уже после того, как причинен вред. Самое страшное, что она отличается значительно большей жестокостью. Неслучайно в языке бытует выражение «жажда мести»

Существуют различные формы садизма, поэтому мне не хотелось бы подробно их описывать. его цель заключается в «желании причинить боль вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальных мотивов». Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества – вот главная сущность садизма.

Типы агрессии по Бассу

По мнению Баса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая.

[VI] Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.

Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.

1.Физическая – активная – прямая. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Факторы, способствующие агрессии

Источник: http://MirZnanii.com/a/199998/fenomen-chelovecheskoy-agressii-biologicheskie-i-sotsialnye-faktory-agressivnogo-povedeniya

Агрессия как характеристика общества

Агрессия и её роль в развитии человека

Как и почему в обществе возникает агрессия? Какую роль при ее формировании играют воспитание и уровень благосостояния общества? Почему «градус» агрессии растет, и возможно ли с этим бороться? Ведущий специалист в области изучения преступности, российский первопроходец в исследовании психологии агрессии, интолерантности и девиантного поведения Сергей Николаевич Ениколопов считает, что бороться не только можно,но и необходимо.

Как возникает агрессия

Рост агрессии наблюдается не только у нас в стране, но и по всему миру. Правда, в России он идет более быстрыми темпами и в больших масштабах, чем где бы то ни было. Причин тому много, и все они сегодня исследуются и изучаются специалистами. Если говорить об основной модели, то агрессия — лучший способ реагирования на угрозу физическому, психическому и социальному «я».

Часто человек выучивает такую форму поведения как способ решения массы других проблем. Например, он может просто не знать, как иначе привлечь к себе внимание. Агрессия возникает даже тогда, когда мы ее вроде бы не замечаем, не придаем ей должного значения.

Например, мальчик бьет по портфелю девочки: со стороны это кажется агрессивным поведением, но на самом деле это попытка обратить на себя ее внимание. Изначально здесь большое значение имеет воспитание. Часто родители наказывают ребенка: у них нет другого способа решения школьных проблем сына.

Это не всегда означает, что ребенок воспринимает подобные действия как угрожающие его существованию. В результате мы получаем внушенную ему с детства форму поведения в разных ситуациях. Если принимать во внимание реальную угрозу, то на нее могут быть другие реакции: бегство, атака или просто ступор. Атака — это и есть агрессия, когда по определению наносят вред какому-либо объекту.

С развитием культуры мы расширили возможные атакуемые области. Сегодня необязательно уничтожать сам объект, можно уничтожить лишь его символ. Часто агрессия между государствами проявляется именно в таких символических действиях.

Уделять внимание непосредственно угрозам очень важно. В современном обществе человек переживает огромное их количество, в том числе и те, с которыми он раньше не сталкивался. Он не знает, как на них реагировать.

Но самое главное, что многие виды угроз, которые политологи, социологи, психологи считают достаточно далекими, опосредованными, начинают восприниматься как прямые. Например, глобализация может восприниматься как угроза потери национальной идентичности. Как следствие — потеря идентичности личной.

Для человека, позиционировавшего себя всю жизнь как принадлежащего к какому-либо этносу, это страшно. Сюда стоит добавить и постепенную утрату национальных традиций. Есть вещи, которые люди напрямую не переживают, но подсознательно увиденное прокручивается у них в голове.

Например, когда на уличных вывесках они видят сплошь иностранные слова, у них возникает ощущение, что им что-то угро-жает. В маленьком городе они видят то же самое, что и в мегаполисе. Приезжают в другую страну и замечают там то же, что и в родном городе. Это вопрос общечеловеческого менталитета.

Независимо от того, где человек родился, он будет чувствовать одно и то же. Он бессознательно начнет переживать угрозу своему «я» и своей идентичности.

Не менее важный аспект, связанный с причинами возникновения агрессии, — потеря самых разноплановых базовых ориентиров. Это постепенный процесс. Человек не переживает за саму глобализацию или, например, урбанизацию, он пытается понять, как жить в новых условиях. На наших глазах происходит огромное количество изменений в морально-ценностной сфере.

Полностью рушится старая система семейных отношений. Люди переезжают в большой город, между родственниками возникает разобщенность. Исчезает «вертикальная» семья, на ее месте появляется «горизонтальная». Все это заставляет человека задуматься о ценностях, не принимая на веру традиции, которые уже не помогают сориентироваться в том, как жить в новом мире.

Перед нами — огромное количество возможностей выбора.

Кроме того, добавляются и социальные проблемы, появляется целый пласт людей, осознающих, что мир несправедлив, итак же как вXIX в., они готовы бросать бомбы, идти в анархисты и т.д. Урбанизация привела нас не только к изменению семейных ценностей, но и к анонимности. Человек перестает ощущать себя подконтрольным со стороны общества.

Зато на смену приходит контроль со стороны государства. Объект агрессии и терроризма, которым ранее был, например, царь, сегодня стал абстрактным, «размытым». Теперь исчез персонифицированный источник зла. Человек, который не может вынести большого количества проблем и не может найти их источник, способен увидеть его в любом другом месте.

Смена ориентиров

Есть другая, не менее важная сторона вопроса. Большая часть людей, несмотря на потерю ориентиров, не становятся убийцами. Что же их удерживает?

Кризисная ситуация у нас в стране спровоцирована еще и тем, что произошла полная потеря идеологических ориентиров. Для большого числа людей не возникло никакой замены коммунистической идеологии.

И вот идея, что угроза где-то есть, заставляет человека искать врага либо вовне, либо в самом себе. Об этом говорил еще Камю в одном из своих произведений: «Нет меня— нет проблем. Мир несовершенен, я приговариваю его к высшей мере», т.е.

в таком случае объект — конкретный или абстрактный — найден. Он может быть и внутри самого человека. Другая же сторона агрессии — депрессия.

Сегодня достаточно распространено такое понятие, как депрессивный реализм. Оно обозначает психопатологический феномен, когда человек, находящийся на начальной степени депрессии, способен давать довольно объективные оценки или прогнозы. При этом он не переоценивает ни самого себя, ни свои способности. Но он практически перестает радоваться жизни.

Неудачно сдал экзамен — у него депрессия, неудачно прошло свидание — опять депрессия. Часто окружающие как бы навязывают такое состояние. И порой мы уже не в силах самостоятельно из него выбраться. Нужна помощь квалифицированного специалиста.

Может, в этот момент стоит задуматься, решить определенную личную проблему, и депрессия не будет нарастать подобно снежному кому.

Важную роль играет стрессоустойчивость. Устойчивость по отношению ко всем тем неприятностям и неопределенностям, которые нас окружают. Уровень ее понижается. В прежнем мире человек знал, что есть четкие правила, в современном разрыв между ценностями роскошной жизни общества потребителей и их воплощением все увеличивается, и не каждый толерантен по отношению к неопределенности.

Возможные решения проблемы

Средства для того, чтобы снизить агрессию, существуют. Это должна быть постепенная и очень разноплановая работа. Мы можем по-разному относиться к тому, как освещаются спортивные достижения. Но на самом деле мы просто не понимаем, что они помогают огромному количеству людей преодолеть чувство неполноценности и страха. Не случайно, когда команда ФРГ в 1954 г.

стала чемпионом мира по футболу, в стране был национальный праздник, наблюдался рост патриотизма. Людям казалось, что жизнь опять налаживается. Когда празднуется победа в каком-нибудь матче, огромному количеству людей это крайне важно. Проблемы, связанные с агрессией, можно решать только поступательно.

Телевидение должно умерить стремление показывать насилие в том объеме, в котором оно это делает, и научиться рассказывать о новых терактах. А они будут, их нельзя избежать, так устроен мир. Понятно, что теракт в Бангладеш на нас воздействует меньше, чем в Москве, но он все равно оказывает определенное влияние.

Более всего мы чувствительны к событиям, происходящим в непосредственной близости, но о них нужно уметь рассказывать и грамотно их показывать.

Отчего люди так нервничают? Во-первых, они не знают, кто совершил теракт. Потом им сообщают, что это некий «игрек»; как следствие, люди начинают бояться «игреков», что непременно сказывается на их поведении.

Полиция в данных обстоятельствах должна работать и выполнять свою работу так, чтобы мы не боялись их больше, чем террористов.

Когда нам говорится о каких-то семейных проблемах, то тоже нужно понимать, что семья может воспроизводить насилие и на это нужно обратить внимание.

Помощь науки

Сегодня в области изучения агрессии в Центре психического здоровья в Москве ведется много различных исследований. Раньше у нас был только один термин «агрессия», считалось, что человек с высоким уровнем агрессии, не реализующейся по каким-то причинам, будет страдать психосоматическими заболеваниями.

Сегодня, с ростом когнитивных наук, мы стали различать агрессию как поведенческую характеристику и враждебность как когнитивную структуру.

Последние исследования специалистов Центра психического здоровья показывают, что при многих заболеваниях, как психосоматических (сахарный диабет, бронхиальная астма), так и психических (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), враждебность играет очень важную роль. У таких людей она сильно превышает нормальный уровень.

Однако чем дольше протекает болезнь, тем менее агрессивным становится больной. Агрессия для него— показатель неблагополучия, нестабильности «я»-концепции. Поясним на более простом примере. Человеку в переполненном автобусе необязательно чувствовать, что кто-то ему угрожает, никто из пассажиров ничего плохого не делает, но его агрессия при этом растет.

Растет до определенного времени, после которого он, свыкнувшись с положением, постепенно начинает успокаиваться. То же самое при болезни: высокая температура, все раздражает, но проходит несколько дней, температура еще не спала, но уже становится легче — человек более или менее привыкает к своему состоянию. Инициальная стадия болезни всегда вызывает агрессию или хотя бы раздражение, это происходит при психических и психосоматических заболеваниях.

Сейчас данным направлением занимаются и в США, но они больше внимания уделяют больным с сердечнососудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта, т.е. психосоматикой. Клиническая психология — активное направление науки во всем мире.

Когнитивные науки и «примитивная» составляющая психики очень популярны. У нас подобные исследования ведутся только в Центре психического здоровья.

Это важно не только для физического и психического здоровья, но и для изучения роли враждебности вгене-зе преступного, девиантного поведения, когда мир воспринимается таким, что его хочется и можно уничтожать.

Мы провели исследования больных бронхиальной астмой, шизофренией и некоторыми другими психическими заболеваниями. Если мы теперь, получив результаты наших новых клинических исследований, поработаем с когнитивными схемами, подобные отклонения будут происходить гораздо реже.

Это прикладной результат исследования. Сегодня мы должны разрабатывать психотерапевтические программы, программы психологической помощи людям с высоким уровнем агрессивности. Научиться делать так, чтобы они не видели все враждебным и угрожающим.

Есть эксперименты, которые показывают, что люди с высоким уровнем враждебности видят больше угрожающих стимулов при любой картине, в любой ситуации. И чем их больше, тем больше вероятности атаки и агрессии.

Уменьшить количество воспринимаемых стимулов, сделать человека более реалистичным — вот первейшая задача нашего центра. Пока мы только изменили цели нашей работы.

Раньше мы канализировали агрессию через различные символические и социально приемлемые формы, сейчас пытаемся изменить восприятие, оценку, переработку информации с тем, чтобы минимизировать негативные последствия.

Агрессия по определению не может полностью исчезнуть из общества. Это одна из его характеристик. Ее полное отсутствие было бы столь же симптоматично, как и превышение допустимого уровня. Поэтому идеальная ситуация — это некое сбалансированное состояние. У человека, осознавшего свою проблему, непременно должна быть возможность обратиться к специалисту.

Причем очень важно, чтобы у нуждающегося в помощи был достаточно конкретный запрос или хотя бы осознание того, что ему нужна сторонняя помощь. Это уже шаг к решению психологической проблемы.

Перед нами стоит задача не только лечить больных людей, но и формировать во всем обществе в целом определенные понятийные базы, представления о том, что такого рода помощь тоже возможна.

Подготовил Алексей Устинов

Источник: http://nmir.net/psihologija/tajny-psihiki/1655-agressiia-kak-harakteristika-obshchestva.html

Медицина и здоровье
Добавить комментарий