Обессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Обессивно-компульсивное расстройство у детей
Обессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями.

Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу.

Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%.

С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни.

До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Причины ОКР у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку.

Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога.

Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

Классификация

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Симптомы ОКР у детей

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях.

Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы).

Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе.

Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями.

Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»).

Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным.

Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии.

Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации.

В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда.

Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

Диагностика

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния.

По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала.

Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.
  • Шизофрения. Среди симптомов патологии выделяются повторяющиеся ритуалы, действия, доминирующие идеи. Они являются навязанными (а не навязчивыми). Выражаются бредом, ыми галлюцинациями, приказывающими выполнять что-либо.
  • Нервная анорексия. Присутствуют мысли, идеи о питании, действия направлены на избегание пищи, грязи. При ОКР сохраняется реалистичный образ тела. Возможно одновременная постановка двух диагнозов.
  • Синдром Туретта. Заболевание проявляется тиками, но основа их происхождения иная, чем при развитии ОКР.

Лечение ОКР у детей

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:

  • Медикаментозная терапия. В лечении обсессивно-компульсивного расстройства используются антидепрессанты, ингибирующие обратный захват серотонина (СИОЗС). Выбор препарата, определение дозы выполняется врачом индивидуально с учетом возраста, общего соматического состояния, выраженности проявлений невроза. Иногда фармакотерапия дополняется антипсихотическими средствами.
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основным инструментом психотерапевта является когнитивно-поведенческая терапия. С помощью специалиста ребенок работает над осознанием ошибочных, нелогичных мыслей, учится определять их, заменять конструктивными. Вторая часть работы предусматривает формирование поведенческих паттернов, постепенную замену ими компульсий.
  • Индивидуальные методы психотерапии. С учетом конкретного клинического случая подбираются дополнительные методики. Травматическая ситуация прорабатывается техниками гештальт-терапии, эмоциональные нарушения – проективными методиками, ситуации утраты близкого человека – логотерапией, психосоматические симптомы – телесно-ориентированной терапией.
  • Семейная психотерапия. Встречи членов семьи и психотерапевта проводятся с целью коррекции отношений, освоения способов взаимодействия, уменьшающих напряженность, тревожность пациента. Подчеркивается необходимость доброжелательного отношения, снижения требований, смещения фокуса с понятий морали на эмоциональные контакты.

Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.

Прогноз и профилактика

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению.

Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений.

Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/obsessive-compulsive-disorder

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Обессивно-компульсивное расстройство у детей

Главной причины, вызывающей появление обсессивно-компульсивных расстройств в детском возрасте, до сих пор не установлено. Предполагается, что на развитие этого состояния влияют:

Биологические причины:

  • индивидуальные особенности строения и функционирования головного мозга и вегетативной нервной системы;
  • проблемы с обменом нейромедиаторов;
  • генетические патологии;
  • черепно-мозговые травмы;
  • болезни инфекционного характера, протекающие с осложнениями.

Психологические и социальные причины:

  • нездоровые или травмирующие внутрисемейные отношения;
  • воспитание в строгой религиозности;
  • стрессовые события и сильные потрясения;
  • угрожающие жизни ситуации, пережитые в прошлом;
  • влияние общественного мнения.

Также существует теория PANDAS, согласно которой развитие обсессий и компульсий у детей обусловлено инфекцией, вызванной стрептококком.

Для борьбы с данными бактериями организм ребёнка вырабатывает определённые антитела, которые случайным образом уничтожают другие ткани и структуры тела, не повреждая при этом инфекционных агентов.

В зависимости от того, какие именно ткани были затронуты, может развиться, например, артрит или обсессивно-компульсивное расстройство.

Симптомы

Заболевание начинает проявляться в период полового созревания и встречается примерно с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. У ребят в возрасте до 7 лет, как правило, не наблюдается ярко выраженных симптомов, но при внимательном наблюдении за их поведением можно отметить регулярно повторяющиеся ритуалы, не меняющиеся по мере взросления ребёнка.

Симптоматика недуга идентична в любом возрасте ребёнка: его одолевают различные навязчивые идеи и фобии, от которых он пытается  защититься с помощью бесконечно повторяющихся действий и ритуалов. Невроз может приобретать различные формы, но наиболее часто он проявляется в мыслях следующего содержания:

  • о смерти, насилии, причинении боли и вреда здоровью;
  • о болезнях;
  • о сомнениях в любви родителей;
  • о боязни загрязнений;
  • о страхе потеряться или быть украденным;
  • о собственной неполноценности.

Беспокойные мысли влияют на настроение ребёнка: он становится замкнутым, малообщительным, угрюмым, может жаловаться на ночные кошмары и демонстрировать отсутствие аппетита. Могут развиться депрессивные состояния.

В ответ на мучительные обсессии ребёнок ищет способы снизить уровень тревожности, что выражается в формировании у него определённых ритуалов или навязчивых действий, которые не меняются по мере взросления малыша.

Именно этот факт свидетельствует о патологической природе обычных, казалось бы, детских привычек.

К числу подобных компульсий относятся стремления к чистоте, порядку, симметрии, частые прикасания к чему-то, повторения, проверки или пересчёт чего-либо, перекладывание вещей и так далее.

Диагностика обсессивно-компульсивного расстройства у ребёнка

Диагностика обсессивно-компульсивных расстройств в детском возрасте затрудняется умышленным сокрытием ребёнком своих переживаний и страхов.

Это может быть вызвано боязнью осуждения, непонимания, высмеивания или опасением, что ребёнка сочтут ненормальным.

Врачу необходимо побеседовать с маленьким пациентом и отделить нормальные возрастные поведенческие особенности от навязчивых поступков.

Первичные признаки депрессии могут вызывать вторичные обсессивно-компульсивные симптомы. Поэтому доктору важно выявить, явилось ли депрессивное расстройство причиной невроза навязчивых состояний.   

Одной из форм заболевания выступает нервная анорексия, для которой свойственно присутствие страхов, связанных с пищей и физическими нагрузками. Ребёнок может демонстрировать выраженную избирательность в еде, отказываться посещать определённые места (общественные туалеты и кафе, например).

Диагностика обсессий проводится на основании специальных шкал и критериев, позволяющих оценить степень их сложности и выраженности.

Осложнения

Неврозы могут приобретать хронический характер, в особенности, если не заниматься их лечением, что снижает качество жизни ребёнка и его близких. Полное выздоровление встречается редко, однако можно поддерживать стабильное состояние малыша, не угрожающее его здоровью и благополучию.

Лечение

Важно с пониманием относиться к болезненному состоянию ребёнка. Для этого следует провести беседу с членами семьи, учителями и другими важными людьми в его жизни. Родителям следует внимательно относиться к особенностям поведения их ребёнка, отмечать отклонения и своевременно прибегать к помощи специалиста.

Что делает врач

Для лечения неврозов навязчивых состояний у детей применяется терапия поведения. Она подразумевает:

  • ведение ребёнком дневника;
  • составление иерархии компульсий (при участии доктора);
  • постепенное преодоление компульсий, начиная с самых незначительных.

Положительный эффект на течение болезни у ребёнка оказывает работа с членами его семьи: бывает, что формирование обсессий и компульсий происходит под влиянием внутрисемейных отношений или тревожности близких малыша.  

В некоторых случаях требуется приём специальных медикаментов, облегчающих состояние ребёнка. Их дозировка и допустимость применения зависят от возраста маленького пациента и степени сложности его болезни. Однако после отмены лекарства может произойти рецидив и даже ухудшение ситуации.

Профилактика

Предотвратить развитие невроза навязчивых состояний в детском возрасте позволяет:

  • отсутствие психологически тяжёлых влияний и происшествий;
  • поддержание психологически комфортных отношений в семье;
  • изменение отношения родных и самого ребёнка к его проблеме с помощью бесед, убеждений, внушений;
  • поддержание стабильной яркости в помещениях;
  • сбалансированное, здоровое питание, дополнительный приём витаминов;
  • баланс активности и отдыха, полноценный сон;отказ от вредных продуктов;
  • своевременное и качественное лечение любых заболеваний;
  • оперативное обращение к врачу при появлении симптомов расстройства.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании обсессивно-компульсивное расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как обсессивно-компульсивное расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга обсессивно-компульсивное расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить обсессивно-компульсивное расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания обсессивно-компульсивное расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание обсессивно-компульсивное расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/obsessivno-kompulsivnoe-rasstrojstvo/

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков

Обессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков схоже по своим проявлениям с симптоматикой ОКР у взрослых. Если говорить о часто встречаемых обсессиях, то к ним относятся:

  • -излишняя тревога о расположении вещей – псевдоаутизация. Ребенок может переживать по поводу правильности раскладки вещей или симметричности завязанных шнурков;
  • -навязчивая тревога, что с родными может случиться нечто плохое. В данном случае стоит проверить и личностную тревожность ребенка, а также провести диагностику других расстройств;
  • -тревога, связанная с учебой: ребенок может быстро решить пример, а затем часами перепроверять его, опасаясь получить плохую оценку;
  • -навязчивые мысли относительно домашней безопасности: погашен ли свет, не включен ли кран и закрыт ли газ и была ли закрыта входная дверь;
  • -тревога, связанная с загрязнением. Здесь стоит обнаружить причины таких опасений, в основе может лежать не ОКР, а фобия заражения.

Типичными для детского и подросткового обсессивно-компульсивного расстройства являются следующие компульсии:

  • -ритуальное поведение, связанное с выполнением в строгой последовательности определенных действий. Также стоит четко определить причину таких действий;
  • -неадекватно частое мытье рук, полоскание рта и другие действия, связанные с физической чистотой;
  • -особый ритуал отхода ко сну. Например, ребенок может трижды желать спокойной ночи, затем несколько минут сидеть на кровати, а только затем ложится. Как правило, подобные ритуалы могут сопровождаться расстройствами сна;
  • -защитные ритуальные действия. В их основе лежит идея, что если ребенок сделает что-то, то не случится ничего плохого. Например, ребенок может повторять последовательность слов (в религиозных семьях – молитвы) в стрессовых ситуациях, да и просто «чтобы было безопасно».

Навязчивости могут возникать и как следствие амбивалентного отношения ребенка к родителю (добрую маму я люблю, плохую – ненавижу). В таких случаях у детей могут возникать навязчивые мысли о причинении вреда родителям или суициде, но они никогда не озвучиваются, пугают самих детей и признаются неправильными. Более того, что такие намерения никогда не реализуются.

В большинстве своем дети прячут навязчивости, особенно связанные с негативным отношением к родителям, так как дети исходят из позиции, что родителей нужно любить. Подростки же опасаются быть принятыми за психически нездоровых, поэтому также пытаются самостоятельно совладать с мыслями и действиями.

Описанные выше симптомы – первичные, то есть они составляют основу обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков. Но есть и вторичная симптоматика, появляющаяся как следствие пугающих ребенка мыслей и действий.

Например, дети с ОКР становятся тревожны, подавлены, могут уходить от контактов. Иногда эти признаки признаются неопытными врачами как следствие депрессивных состояний, и врачи работают именно с ним, но, как вы понимаете, результата не достигают, так как истинная причина симптомов не была раскрыта.

О причинах возникновения обсессивно-компульсивного расстройства

Несмотря на огромное количество клинических случаев и полевых наблюдений, однозначные причины ОКР так и остаются неопределенными.

Единственные факторы, которые как-то связываются с заболеванием – это наследственность, врожденная слабость центральной нервной системы и семейная отягощенность (если в роду у кого-то были тики или другие расстройства, то вероятность заполучить ОКР увеличивается).

Более того, обсессивно-компульсивное расстройство может проявляться как способ совладания ребенка с травматичной ситуацией развития.

В некоторых случаях ОКР может возникать как следствие тяжелых инфекционных заболеваний.

Из личностных черт, способствующих развитию ОКР часто встречаемыми являются:

  • -мнительность;
  • -перфекционизм;
  • -личностная тревожность.

ОКР может оформляться и как следствие психастений и истощений нервной системы из-за стрессов, страхов и неблагополучного эмоционального окружения.

Особенности ОКР и ошибки диагностики

Многие родители не придают значения различной симптоматике заболевания, иногда все списывается на «возраст такой». Хотя объективно родители ничего про «такой» возраст и не знают. Это расстройство имеет неопределенную симптоматику, которая может быть следствием и других заболеваний, вроде односторонних увлечений, невроза навязчивости и даже гебоидной шизофрении.

Но также стоит понимать, что у детей и подростков есть нормальные, но непонятные взрослым действия и ритуалы. Ниже поговорим о них.
Детские и подростковые ритуалы в норме

Например, ярко выраженными становятся ритуалы отхода ко сну у детей двух-трехлетнего возраста. Каждый вечер ребенок может требовать поцелуя перед сном или колыбельную и это нормально. Дети могут ложиться на один и тот же бок, но это также не говорит о наличии обсессивно-компульсивного расстройства. К школьному возрасту подобные привычки обычно угасают.

К старшему дошкольному периоду дети чрезвычайно увлекаются играми с определенными правилами и могут воспроизводить один и тот же сценарий игры не один раз – это нормально и связано с усвоением социальных требований.

Начиная с первого класса могут появляться интересы, связанные с нормальным собирательством (коллекционированием), которые могут быть обусловлены школьной программой.

В подростковом возрасте нормой считается появления у подростка определенного кумира. В принципе, если подросток не переходит грань идолопоклонничества, то увлечение какой-нибудь личностью или идеей считается нормальной.

Здесь интерес выступает как механизм социализации и помогает подросткам кооперироваться в группы со схожими интересами. Здоровые увлечения, что немаловажно, никогда не скрываются от окружающих. Безусловно, если родители показали, что подросток может им доверять.

Обсессивно-компульсивное расстройство при шизофрении

Безусловно, подростковая (в частности – гебоидная) шизофрения дебютирует не всегда ярко. Более того, навязчивости при этом заболевании носят не первичный характер. В первую очередь страдает мышление подростка, понижается эмоциональность, интересы могут приобретать сверхценное значение, распадается внимание, речь может превратиться в вычурную и философскую.

Например, один подросток полностью забросил учебу и перестал контактировать с семьей, сутками расставляя перед объективом камеры различные предметы, пытаясь найти «идеальную композицию». Более того, шизофрения часто сопровождается патопсихологическими симптомами, вроде галлюцинация, бреда различного типа и т.п.

В любом случае, ОКР не исключает шизофрении, поэтому крайне важно провести полное клиническое исследование и дифференциальную диагностику ребенка.

Коррекция и лечение ОКР

Безусловно, как и любое психогенное заболевание обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков требует специального лечения, без которого заболевание попросту не будет прекращено. Более того, отсутствие лечения приводит к обрастанию первичного заболевания другими симптомами, что существенно усложняет жизнь пациенту.

Выделяют две линии лечения ОКР: психофармакологическую и психотерапевтическую. Чаще всего лечение начинается с медикаментов, а затем уже подключается психотерапевт.

Медикаментозная интервенция. Может вестись и отдельно от психотерапевтической работы.

Для начала пациент проходит полное общемедицинское обследование, а также психиатрическую экспертизу, лишь затем назначается конкретный препарат и доза.

В основном, в лечении обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков применяются антидепрессанты с ингибирующим обратный захват серотонина действием (проще – группа СИОЗС). В клинике используются:

  • -серталинин;
  • -флувоксамин;
  • -циталопрам;
  • -флуоксетин.

Иногда применяется кломипрамин и другие препараты. Опять же – самостоятельный прием антипсихотиков может ухудшить состояние, поэтому препарат должен подбираться исключительно специалистом.

Лечение начинается с минимальной дозы, а затем ее доводят до оптимальной и продолжают назначенное курсовое лечение. Длительность приема определяется исключительно врачом-психотерапевтом на основе анамнеза и карточки пациента.

Психотерапия. Если заболевание диагностировано как самостоятельное, то применяется, в основном, когнитивно-бихевиоральная терапия. Ее основная задача – это обучение пациента вылавливанию ложных мыслей (содержащих логические ошибки) и их замена на правильные, затем – формирование новых поведенческих паттернов.

Если же навязчивости включены в картину какого-либо невроза или являются последствием травмы (психологической), депрессии, тревожности, то могут применятся:

  • -Гештальт-терапия (буквальное проигрывание травматичной ситуации с ее окончательным и позитивным разрешением);
  • -Эмоционально-образная терапия (снятие эмоциональных фиксаций, стоящих за симптомом);
  • -Гипносуггестивная терапия (изменение поведения клиента посредством гипнотического внушения адекватных способов реакции на стрессоры);
  • -Логотерапия (если заболевание связано с горем утраты).

Многие виды терапий, в особенности – когнитивная, начинаются с ведения дневниковых записей, позволяющих увидеть факторы, вызывающие те или иные мысли и действия.

Поскольку навязчивости редко встречаются поодиночке, они структурируются от самой слабой к самой сильной (которую нельзя подавить). Затем начинается совместная работа от меньшего к большему. Поскольку часто за навязчивостью стоит тревожность, то их планомерное разрушение может приводить к кратковременным печальным состояниям, однако они также разрешаются в ходе терапии.

При должном усердии и профессионализме терапевта обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков корректируется за 1-2 месяца интенсивной терапии. Более того, подросток должен строго соблюдать рекомендации врачей и по приему таблеток, и по выполнению «домашних заданий» в рамках психотерапии.

Если говорить о профилактике заболевания, то важную роль имеет семейная гармония. В дисфункциональных семьях риск возникновения ОКР больше, нежели в гармоничных. Более того, нормальный некритичный интерес к увлечениям ребенка и его поддержка уберегают подростка от лишней тревожности, которая и может стать «пусковым крючком» для описываемого расстройства.

Родители должны понимать, что им не суждено понять всех увлечений своих детей, но это не делает их плохими или бесполезными. Эмоциональная близость и поддержка ребенка даже в кризисные периоды – вот гарант хорошего родительства.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/obsessivno-kompulsivnoe-rasstrojstvo-u-detej-i-podrostkov/

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Обессивно-компульсивное расстройство у детей
Обессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями.

Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу.

Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%.

С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни.

До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Причины ОКР у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Патогенез

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку.

Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога.

Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

Классификация

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии  – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Симптомы ОКР у детей

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях.

Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы).

Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе.

Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями.

Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»).

Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным.

Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии.

Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

Осложнения

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации.

В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда.

Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

Диагностика

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния.

По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала.

Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • РАС. Расстройства аутистического спектра проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.
  • Шизофрения. Среди симптомов патологии выделяются повторяющиеся ритуалы, действия, доминирующие идеи. Они являются навязанными (а не навязчивыми). Выражаются бредом, ыми галлюцинациями, приказывающими выполнять что-либо.
  • Нервная анорексия. Присутствуют мысли, идеи о питании, действия направлены на избегание пищи, грязи. При ОКР сохраняется реалистичный образ тела. Возможно одновременная постановка двух диагнозов.
  • Синдром Туретта. Заболевание проявляется тиками, но основа их происхождения иная, чем при развитии ОКР.

Лечение ОКР у детей

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:

  • Медикаментозная терапия. В лечении обсессивно-компульсивного расстройства используются антидепрессанты, ингибирующие обратный захват серотонина (СИОЗС). Выбор препарата, определение дозы выполняется врачом индивидуально с учетом возраста, общего соматического состояния, выраженности проявлений невроза. Иногда фармакотерапия дополняется антипсихотическими средствами.
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основным инструментом психотерапевта является когнитивно-поведенческая терапия. С помощью специалиста ребенок работает над осознанием ошибочных, нелогичных мыслей, учится определять их, заменять конструктивными. Вторая часть работы предусматривает формирование поведенческих паттернов, постепенную замену ими компульсий.
  • Индивидуальные методы психотерапии. С учетом конкретного клинического случая подбираются дополнительные методики. Травматическая ситуация прорабатывается техниками гештальт-терапии, эмоциональные нарушения – проективными методиками, ситуации утраты близкого человека – логотерапией, психосоматические симптомы – телесно-ориентированной терапией.
  • Семейная психотерапия. Встречи членов семьи и психотерапевта проводятся с целью коррекции отношений, освоения способов взаимодействия, уменьшающих напряженность, тревожность пациента. Подчеркивается необходимость доброжелательного отношения, снижения требований, смещения фокуса с понятий морали на эмоциональные контакты.

Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.

Прогноз и профилактика

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению.

Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений.

Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.

Источник: http://MyMedNews.ru/obsessivno-kompylsivnoe-rasstroistvo-y-detei/

Медицина и здоровье
Добавить комментарий