Работоспособность в течение дня

Изменение работоспособности в течение рабочего дня

Работоспособность в течение дня

Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности (рис. 41). Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки. Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохра няют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч.

Вечером их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч.

Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних, в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних.

Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу — уже в 6 ч у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление.

У студентов вечерней группы внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.

12    14     16     18     20    22     24 2     4 6 8     10 12

Рис. 1. Физиологическое изменение работоспособности по часам суток (по Леману)

Рис. 2. Изменение работоспособности в течение суток «жаворонков» (я) и «сов» (б)

Есть еще и третья группа студентов — аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами.

Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу. Проходит 10—15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня.

Этот первый период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка. Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч.

Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период — полной компенсации — отличается тем, что появляются Начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается.

При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.).

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным се повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение се продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.

Между тем учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности будет иметь следующий вид (рис. 3).

Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы.

Необходимо иметь в виду, что изменение отдельных функций организма может не соответствовать кривой работоспособности, так как характеризует, избирательную загруженность тех, которые являются ведущими в том или ином виде учебного труда.

8 10 12 14 16 18 20 22 24

Рис. 3. Работоспособность студентов в процессе учебного трудового дня

Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день.

В середине недели (вторник—четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения.

В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного порыва».

Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней.

Так, студентам в начале недели в течение трех дней подряд пришлоСЬ участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу и сдавать зачет по специальности.

В этом случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, вызвали в первые три дня значительное снижение работоспособности.

В последующие дни недели обычные учебные нагрузки воспринимались студентами как легкие; они эффективно стимулировали восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсапии. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятии, до 4—5 в день.

Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2— 3-ю пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

<

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНЫХ И СЕНСОРНЫХ МЕТОДОВ

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

– дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

– инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

Источник: http://bukvi.ru/obshestvo/fizkultura/izmenenie-rabotosposobnosti-v-techenie-rabochego-dnya.html

Как поддерживать работоспособность на рабочем месте

Работоспособность в течение дня

Как организовать рабочий день, чтобы сохранить работоспособность в течение всего времени. Удобная ли у вас мебель для работы? Что вы едите на обед? Достаточны ли ваши физические нагрузки? Как вы одеты и умеете ли вы отдыхать после работы? В этом вопросе нет мелочей.

Методы поддержания работоспособности

С утра на работу пришли в отличном настроении, а после обеда стало клонить в сон, и все начало валиться из рук. Ситуация, знакомая для многих работников, особенно тех, кто трудиться на умственном поприще. И проблема здесь вовсе не в том, что работа такая.

Виноват отдых от работы, а точнее его отсутствие. Поддерживать работоспособность на рабочем месте можно в течение всей недели, но для этого нужно хорошо постараться и привести свою жизнь в порядок.

Ваше рабочее место

Начнем с окружающей вас обстановки. Удобная ли у вас мебель для работы? Правильно ли расположен компьютер относительно глаз? Важен даже цвет обоев в кабинете. Например, желтые стены повышают активность мозга, а розовый цвет настраивает на нерабочий лад.

Присмотритесь к своему столу. Все ли бумаги разложены по местам, нет ли беспорядка в канцелярских принадлежностях? А слой пыли толщиной 5 или 1 мм? Не должно быть никакого! Беспорядок отвлекает, даже если сознательно вы не обращаете на него внимание.

Какие условия в вашем кабинете? Необходимо регулярно проветривать помещение, поддерживать должный уровень влажности и освещенности.

А какие у вас коллеги? Не мешают ли они вам разговорами на посторонние темы? А может, вам для сосредоточения не хватает спокойной музыки? Поговорите о мешающих вам факторах с руководителем, он найдет решение проблемы.

Что бы такого съесть, чтобы повысить работоспособность?

Энергетические напитки и стимуляторы вроде кофе очень распространены среди офисных сотрудников. Некоторые даже прибегают к помощи лекарственных средств. Проблема всех этих способов в том, что для повышения работоспособности они не восстанавливают силы организма, а задействуют его резервы.

А если резервов уже не осталось, то даже 2 литра кофе вам не помогут. Поэтому есть смысл заменить подобные напитки фиточаями, например, зверобоем. Обязательно выпивайте в день 2 литра воды, это спасет организм (в том числе мозг) от обезвоживания.

При напряженной работе мозгу постоянно требуются быстрые источники энергии. Таковыми в офисе принято считать печенье и конфеты. Такой подход к питанию быстро приведет к ожирению, особенно при сидячей работе. Лучше замените дневные перекусы орехами и цукатами либо свежими фруктами.

Обязательно устраивайте себе обеденный перерыв. В некоторых компаниях он разбит на две части по полчаса – специально для сотрудников, которые быстро съедают обед и работают дальше.

Старайтесь употреблять в пищу больше бобовых, картофеля и других продуктов, в которых содержится натуральный крахмал и сахара.

Это естественные источники энергии, которые к тому же сгорают медленно и потому не откладываются на талии.

И помните главное правило – не переедайте! Наверняка, многие замечали, как после обеда снижается работоспособность. Это подтверждено научными исследованиями, так что спокойно объявите мамам и бабушкам, что голод полезнее для работы мозга, чем сытость.

Другие способы повышения работоспособности

Главное правило активного человека – постоянные физические нагрузки. Регулярные упражнения улучшают состояние кровеносных сосудов и работу сердца, которое через кровь питает мозг кислородом. Для этого вовсе необязательно ежедневно посещать фитнес-клуб, просто делайте утром 15-минутную разминку, а по выходным выбирайтесь в парк на активную прогулку.

Во время рабочего дня тоже не сидите на месте, а периодически отрывайтесь от монитора. Чтобы снять напряжение мышц, достаточно потянуться и пройтись по кабинету. Если здание, в котором находится ваш офис, – многоэтажное, старайтесь не пользоваться лифтом, а ходите по лестнице.

Чтобы не перенапрягать глаза, каждые полчаса давайте им отдых и делайте специальную гимнастику: переводите взгляд с удаленного предмета за окном на какую-либо точку рядом с вами в течение 3-4 минут.

В офисе обязательно носите сменную обувь. Для женщин нежелательны высокие каблуки, но если без них не обойтись, давайте отдых ногам и снимайте туфли, когда сидите на месте.

Ведите правильный образ жизни: избавьтесь от вредных привычек, давайте телу и уму достаточно отдыха, обязательно высыпайтесь. Замечено, что чем меньше человек отдыхает, тем быстрее снижается его работоспособность к концу рабочего дня.

В нерабочее время не оставляйте свою голову без работы, тренируйте память и мышление. Разгадывайте кроссворды, учите иностранные языки и играйте в специальные игры на развитие интеллекта.

Ну и наконец, не становитесь трудоголиком, ведь в жизни так много интересного помимо работы. Почаще встречайтесь с друзьями, посещайте развлекательные центры, отдыхайте на курортах. Ради повышения эффективности вашего труда можно иногда расслабиться.

© Василина, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/7/3555/

Работоспособность человека 3 (стр. 1 из 2)

Работоспособность в течение дня

Введение

Работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.

Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами.

Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.

Работоспособность человекаего способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.

), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда. В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям.

Работоспособность – величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня недели у года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие.

Принято различать последовательно протекающие один за другим следующие периоды работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, снижение работоспособности.

Поддержание работоспособности на оптимальном уровне – основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.

Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.

В целях учета физиологических возможностей человека следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда.

Научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.

1. Динамика работоспособности человека.

Динамика работоспособности человека – это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность – величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме.

Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В процессе труда работоспособность, т.е.

спо­соб­ность че­ло­века к трудовой деятельности опреде­лен­ного рода, а соответ­ственно, и функ­циональное состоя­ние ор­га­низма подвергаются из­менениям.

В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям.

В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3 – 4 часов ночи. Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием.

Основными фазами являются:

· Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.

· Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций.

Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий).

В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.

· Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда.

При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течении смены.

В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй.

В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время – с 3 до 4 часов.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.

Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и периодврабатывания в начале недели может быть более значительным.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке.

2. Стимуляторы работоспособности

Уровень функциональных возможностей организма имеет индивидуальный характер, может изменяться в течение трудового дня, суток и рабочей недели. Различают также месячную, годовую и многолетнюю работоспособности. Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами.

Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и других систем организма позволили выдвинуть предположение о разных типах работоспособности человека. Многочисленные исследования ученых разных стран показали, что есть люди, испытывающие одинаковые колебания уровня физиологических возможностей в течение суток.

Их назвали ритмиками, или голубями.

Люди утреннего типа – жаворонки – имеют пик работоспособности в первой половине дня. Они рано просыпаются, с утра чувствуют себя бодрыми, жизнерадостными, вечером испытывают сонливое состояние и рано ложатся спать.

Люди вечернего типа – совы – встают заторможенными, нередко с головными болями, наиболее работоспособны после 18 часов, поздно отходят ко сну.

Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева, обследовав большую группу лиц разного возраста, выявили, что большинство из них испытывают ритмические колебания работоспособности:

· 41% предпочитают для работы утренние часы,

· 30% – вечерние и даже ночные,

· 29% – трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования.

Немецкий исследователь Г. Хамп установил, что представители утреннего типа – в основном, служащие, вечернего – люди умственного труда, аритмики – лица, занятые физической деятельностью. Среди студентов жаворонки составляют 17%, совы – 35%, аритмики – 48%.

Источник: http://MirZnanii.com/a/225966/rabotosposobnost-cheloveka-3

Медицина и здоровье
Добавить комментарий