Социальные фобии у детей: причины появления, симптомы, лечение

Социофобия у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Социальные фобии у детей: причины появления, симптомы, лечение

Известно, что социофобия берёт своё начало из детства. Развитию этого психического расстройства способствует множество факторов, первое место из которых занимает неправильный подход родителей к воспитанию малыша.

Первое реальное столкновение с обществом происходит в дошкольном и школьном возрасте. Адаптироваться к требованиям социума дано не каждому ребёнку. Тем более, что дома на малыша оказывалось немалое давление.

Дети, страдающие социофобией, как правило, отстают в учёбе и вообще отказываются от посещения школы или детсада.

Начало развития социофобии лежит ещё в младенческом возрасте. Расстройство может развиться, если ребёнок мало получал материнского тепла и заботы. Чаще всего социофобией страдают дети из неблагополучных семей.

Среди других причин развития социофобии можно выделить генетическую предрасположенность, индивидуальные особенности характера, врождённые патологии и различные социальные факторы.

Факторами, влияющими на развитие этого психического расстройства, являются:

  • слишком строгое воспитание в детстве,
  • неадекватная оценка событий со стороны родителей,
  • повышенные требования к ребёнку,
  • чрезмерная критика в момент становления личности,
  • частые конфликты в школе и в семье, социальное неодобрение,
  • заболевания соматического характера.

Если ребёнка отдают в ясли в раннем детском возрасте, когда мама передаёт заботы и опеку над малышом другому человеку (не близкому члену семьи), это также может вызвать у него сильный стресс и в дальнейшем отразиться социофобией.

Симптомы

Симптомами социофобии могут быть как физические, так и эмоциональные проявления.

К физическим признакам можно отнести следующие:

  • учащение пульса,
  • мышечная слабость,
  • повышенное напряжение,
  • тошнота,
  • повышенная утомляемость,
  • боль за грудиной,
  • головные боли,
  • дискомфорт в животе,
  • повышение артериального давления,
  • повышенное потоотделение,
  • бледность кожных покровов,
  • тремор конечностей,
  • расширенные зрачки.

Эмоциональными признаками являются:

  • чувство опасности,
  • снижение концентрации внимания,
  • раздражительность,
  • напряжение,
  • беспричинное беспокойство,
  • нарушение сна,
  • чувство страха.

При социофобии у ребёнка часто возникает чувство, что что-то может пойти не так, появляются беспричинные переживания.

Диагностика социофобии у ребёнка

Для постановки точного диагноза необходима консультация психотерапевта. Социофобия может являться следствием других психических расстройств, поэтому при первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу. Постоянное нервное напряжение, страх перед обществом может негативно сказаться на эмоциональном и физическом состоянии ребёнка.

Осложнения

Осложнениями социофобии у детей могут стать серьёзные психические расстройства, которые потребуют более сложного и продолжительного лечения. Поэтому очень важно вовремя принять меры по предупреждению данного заболевания, окружить малыша заботой и вниманием. Это поможет избежать многих проблем в будущем.

Лечение

Что можете сделать вы

Игнорирование лечения социофобии может привести к серьёзным последствиям, среди которых паническое расстройство. На начальном этапе следует пройти консультацию психолога. Ребёнка, больного социофобией необходимо мотивировать, развеять страхи и вселить уверенность в себе.

Если консультация специалиста не принесёт результатов, тогда может потребоваться комплексная терапия. Социофобию ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Нельзя ругать ребёнка за нежелание посещать школу или детский сад.

Консультация психолога поможет подобрать правильный подход к малышу и решить проблему его боязни общества.

Что делает врач

В большинстве случаев социофобия прекрасно поддаётся психологической коррекции, иногда в комплексе с приёмом медикаментов.

Эффективными методами лечения расстройства являются когнитивно-поведенческая психология и гипносуггестивная психотерапия. Медикаментозная терапия заключается в назначении антидепрессантов.

Такие лекарства необходимо принимать только по назначению врача строго в назначенных дозировках, поскольку они имеют ряд побочных эффектов.

Профилактика

Для того чтобы у ребёнка не возникло социофобии в школьном возрасте или в период становления личности, родители должны окружить малыша заботой и вниманием. Но при этом нужно понимать, что чрезмерная опека также может привести к психическим расстройствам. Во всём должна быть мера.

Если вы заметили у ребёнка какую-то необъяснимую боязнь перед «выходом в свет», обратитесь к психологу. Квалифицированные специалисты-психологи помогут преодолеть многие страхи и волнения.

Чтобы предупредить развитие социофобии, родителям необходимо обеспечить ребёнку защиту от стрессов и волнений, переутомления. Ребёнок должен больше времени проводить на свежем воздухе, соблюдать режим дня, больше отдыхать.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании социофобия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как социофобия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга социофобия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить социофобия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания социофобия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание социофобия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/sotsiofobiya/

Фобии у детей и подростков

Социальные фобии у детей: причины появления, симптомы, лечение

Фобии у детей и подростков – патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации.

Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов.

Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью.

Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста.

Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

Причины фобий у детей и подростков

Фобические расстройства формируются на основе повышенной впечатлительности, мнительности, тревожности, склонности к фантазированию. Внешними факторами могут стать:

  • Способы воспитания. Фобии провоцируются жестким, директивным отношением, гиперопекой, тотальным контролем, тревожностью родителей.
  • Демонстрация насилия, запугивания. Патологические страхи возникают после просмотра кинофильмов, телевизионных передач, изобилующих сценами насилия, убийства, преследования, террора.
  • Сильный испуг. Устойчивые фобии развиваются после однократного интенсивного испуга: атаки уличными собаками, пожара, падения с высоты.
  • Психические заболевания. Фобии являются компонентом обсессивно-компульсивного невроза, шизофрении, биполярного, тревожного расстройства.

Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству.

Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах.

Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул.

Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Классификация

Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации.

Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула.

При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

  • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
  • Социофобии. Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
  • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
  • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
  • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
  • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
  • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
  • Фобофобии. Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.

Симптомы фобий у детей и подростков

Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций.

Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула.

Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых.

Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности.

Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей.

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества.

Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе.

К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций.

Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях.

В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

Диагностика

Диагностика фобий требует установления полноценного доверительного контакта между врачом и ребенком. Дети, подростки с навязчивыми страхами склонны испытывать смущение, застенчивость, избегать проявления эмоций при посторонних. Обследование проводится врачом-психиатром, психотерапевтом, психологом. Оно включает:

  • Интервью, беседу. Психиатр расспрашивает о существующих симптомах, их продолжительности, выраженности, влиянии на повседневные события. Проводя клиническую беседу, врач формулирует вопросы, учитывая предыдущие ответы пациента. Отсутствие жестких рамок способствует более открытому контакту. Диагностическое интервью выявляет признаки фобий, заданные официальной классификацией болезней. Структурированность вопросов позволяет получить более объективную информацию.
  • Методы самоотчета. Психолог, психотерапевт используют различные шкалы, позволяющие ранжировать страхи, определить доминирующие, установить степень тревоги, испуга. Карты ситуаций применяются для выявления стимулов, их интенсивности. Дополнительно используются рисуночные тесты с подробным опросом («дом-дерево-человек», «несуществующее животное»), методы интерпретации жизненных ситуаций (РАТ, ТАТ, тест Розенцвейга). Вопросы формулируются максимально конкретно, просто. Это позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка, вызванный ситуацией обследования.
  • Опросники для родителей. Сопровождающему родителю предлагаются опросники, отражающие особенности эмоциональных реакций, поведения, самочувствия ребенка. Распространено применение рейтинговых шкал: «Детский поведенческий реестр», Луисвилльский детский опросник по страху. Результаты обрабатываются методом факторного анализа, итоговые данные позволяют оценить социальную компетентность ребенка, поведенческие проблемы, эмоциональные отклонения.

При наличии доминирующего страха дифференциальная диагностика не составляет труда. Нередко фобии выступают компонентом более широких психических расстройств: неврозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза.

Лечение фобий у детей и подростков

Лечение базируется на применении техник поведенческой терапии. Дети младшего возраста приходят вместе с матерью, отцом, выступающими как сопсихотерапевты. Это ускоряет положительную динамику – ребенок чувствует себя более спокойным, уверенным, а родитель применяет элементы терапии дома.

Распространенным методом психотерапии является систематическая десенсибилизация, разработанная Дж. Вольпе. В ее основе лежит теория И. П. Павлова, объясняющая патологический страх как неугасающий рефлекс на стимул. Реакция не исчезает, а повторяется снова, потому что пациент избегает угрожающего фактора.

Чтобы добиться угасания рефлекторной условности (фобии) необходимо постоянное постепенное воздействие стимула. Терапевтический процесс состоит из нескольких этапов:

  • Когнитивная переработка. Психотерапевт использует логические доводы, рациональные объяснения причин страха. Корректирует иррациональные представления об угрожающем стимуле. Мотивирует, поощряет пациента к обсуждению эмоционального состояния.
  • Обучение релаксации. Важная характеристика страха – неконтролируемость. Через техники дыхания, мышечного расслабления психотерапевт обучает ребенка управлять физическим, эмоциональным состоянием. Умение расслабляться, концентрироваться повышает уверенность, формирует готовность к работе с фобией.
  • «Сближение». Пациент с психотерапевтом выбирают несколько однородных, но различных по интенсивности стимулов (ситуаций). Ранжируют от менее пугающего к провоцирующему панику, желание убежать. Процесс «сближения» начинается со слабого стимула, параллельно используются техники релаксации, когнитивной переработки. Постепенно страх угасает. На завершающем этапе ребенок перестает бояться ситуаций с интенсивным стимулом.

Выраженные эмоциональные расстройства (панические атаки, тревожность, депрессия) корректируются медикаментозно. Психиатр подбирает антидепрессанты, противотревожные средства.

Прогноз и профилактика

Прогноз фобий у детей зависит от продолжительности их течения, выраженности симптоматики, наличия сопутствующих болезней. Вероятность выздоровления высока, если страхи развились на базе эмоционально-личностных черт, а не патологических психических процессов. Профилактические меры основаны на адекватном отношении близких родственников к страхам ребенка.

Важно признавать реальность боязни, исключить пренебрежение, обесценивание переживаний ребенка. Необходимо в спокойной обстановке обсуждать проблему, не стыдить за трусость. В ситуации, где возможна встреча со стимулом, нужно поддержать ребенка, высказать уверенность в его смелости.

Стоит применить принцип систематической десенсибилизации – постепенно приучать к объекту (ситуации).

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/phobia

Социальные фобии у детей: причины появления, симптомы, лечение

Социальные фобии у детей: причины появления, симптомы, лечение

Фобия – это навязчивый страх, имеющий иррациональный и сильно преувеличенный характер и вызывающий излишнее волнение в конкретных жизненных ситуациях. Это специфическое тревожное расстройство, свойственное детям разного возраста.

При этом вероятность воплощения этих страхов в жизнь бывает достаточно невелика, то есть имеет место бессмысленность и надуманность детских опасений.

Отличие фобии от обыкновенного страха состоит в том, что при её наличии подросший ребёнок осознаёт беспочвенность, абсурдность и нелогичность своего страха, но, вместе с тем, это понимание не побуждает его перестать бояться. Тяжёлые фобии наблюдаются приблизительно у 1% детей и подростков, при этом девочки рассказывают о своих волнениях несколько чаще.

Разнообразные страхи считаются вполне нормальным явлением в жизни ребёнка. В определённые возрастные промежутки дети склонны бояться конкретных вещей или обстоятельств:

  • в первые годы малыш больше всего боится потеряться, остаться без мамы, он опасается чужих людей, врачей, резких и громких звуков;
  • в возрасте от 2 до 5 лет дети склонны проявлять боязнь некоторых животных, сказочных персонажей, темноты, одиночества;
  • в младшем школьном периоде зарождается страх смерти, который постепенно перерождается в боязнь войны, болезней, природных катаклизмов;
  • подростки страдают от социальных страхов (публичные выступления, потеря признания, несоответствие ожиданиям);
  • старшие школьники испытывают усиление подростковых страхов, к которым добавляется боязнь интимных отношений.

Таким образом, обобщённо фобии можно разделить на две основных вида:

  • детские – базируются на ощущении себя частью внешнего мира (страх темноты, вымышленных героев);
  • подростковые – для этого периода свойственны танатофобия (страх смерти), фобии пространства, болезней, интимофобия, социальные страхи.

Когда страх ребёнка становится чересчур навязчивым, мешает ему полноценно жить и социализироваться в обществе, адаптироваться в новых условиях внешней среды, можно говорить о развитии детской фобии.

Она может возникнуть вследствие испуга, который хорошо запомнился ребёнку.

В дальнейшем, при повторении аналогичной ситуации или даже при мысли о ней, ребёнок будет испытывать сильнейший дискомфорт и тревогу, его поведение может заметно отличаться от обычного.

Избыточный страх возникает как ответная реакция на поведение взрослых. Например, беспокойная и вечно взволнованная мама транслирует своему ребёнку соответствующие установки поведения.

Предрасполагающими факторами к развитию детских фобий являются:

  • психологические травмы (недостаток внимания, любви или, наоборот, гиперопека);
  • индивидуальные особенности личности ребёнка (мнительность, повышенные требования к себе);
  • неврологические проблемы;напряжённая обстановка в семье (конфликты, критика);
  • сильные стрессовые ситуации.

К проявлениям детской фобии относятся:

  • учащение сердечного ритма;
  • обморок;повышенное потоотделение;
  • слабость;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота, нарушения стула;
  • ступор, оцепенение;
  • нехватка кислорода, сбой дыхания, спазм горла;
  • нервные тики, навязчивые движения;
  • повышенная агрессивность, двигательная расторможенность;
  • плач, капризы, истерика;
  • стремление быть максимально близко к родному взрослому человеку.

Данные симптомы появляются в момент столкновения ребёнка с объектом страха или при попадании в ситуацию, которой он больше всего боится. Он может переживать свои фобии даже во сне.

Диагностика фобии у ребёнка

Диагностировать наличие фобии у ребёнка может детский психиатр или психолог. Доктор опирается на жалобы маленького пациента и его родителей, собирает анамнез и составляет общую клиническую картину болезни. Иногда навязчивые страхи являются проявлениями психических заболеваний ребёнка (шизофрении, например). Поэтому требуется комплексное изучение ситуации.

Длительно сохраняющееся чувство повышенной тревожности способно ухудшить качество жизни ребёнка, негативно повлиять на состояние его здоровья, мешать адаптации в обществе. Одними из сложных последствий данного состояния являются замкнутость, депрессия и социальная изоляция.

Что можете сделать вы

При появлении у ребёнка отклонений в поведении и навязчивых страхов, следует обратиться за консультацией к соответствующему детскому специалисту. Самостоятельное лечение детской фобии чревато развитием психологических осложнений и проблем с поведением ребёнка, поэтому однозначным показанием в подобной ситуации выступает обращение к врачу.

Важно наладить доброжелательную и психологически комфортную обстановку в семье. Имеет смысл воздержаться от конфликтных ситуаций, скандалов, критики в адрес ребёнка. Желательно поддерживать его, проявлять к нему чуткость, поддержку и любовь.

Под контролем лечащего врача и в соответствии с его рекомендациями родители могут осуществлять неформальную лечебную терапию в домашних условиях.

Это поможет ребёнку взглянуть на свою боязнь с другой стороны и найти способ справляться с эмоциональным напряжением в случае столкновения с источником страха.

Что делает врач

Продуктивно справиться с фобиями детского возраста позволяют когнитивные методики, работы с сопряжёнными ситуациями, а также десенситизация (снижение восприимчивости и степени эмоционального реагирования нервной системы на раздражитель в значительной мере менее выражено).

Лечение детской фобии требует неоднократного посещения врачебных сеансов. Психотерапевт помогает ребёнку расположить страхи в порядке возрастания кажущейся опасности и затем учит его благополучно справляться со стрессовыми ситуациями. Дети младшего возраста посещают лечебные сеансы совместно с родителями.

Доверительные, дружественные отношения между родителями и ребёнком способствуют установлению комфортного психологического климата внутри семьи. Поддержка ребёнка со стороны родителей в сложных, стрессовых ситуациях помогает ему более благополучно переживать свои страхи и волнения.

Следование наставлениям лечащего врача позволяет не допустить усугубления фобии у ребёнка. Своевременное обращение за помощью доктора делает возможным мягко и эффективно избавиться от детских страхов.

Я их очень боюсь, вот прям очень, у меня на них фобия какая-то и если мне даже покажется, что этот ЗВЕРЬ на мне сидит, чесотка на весь день точно обспечена.

Когда мы ходим по лесу за грибами или ягодами, то просто брызгаемся средством от комаров, совпадение или нет, но пока меня ни разу не укусили. А вот мужа, и бабушку кусали. Но все обошлось. А в этим летом, наш ребенок точно будет бегать по улице, траве, лесу. Привязать же я его не могу.

Так вот прошу очень вашего совета, что же делать? Как убере.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании фобия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как фобия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга фобия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить фобия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания фобия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание фобия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

http://detstrana.ru/service/disease/children/fobiya/

Источник: http://vekoff.ru/poleznye-sovety/dom-i-semya/11233-sotsialnye-fobii-u-detej-prichiny-poyavleniya-simptomy-lechenie-skalpel-meditsinskij-informatsionno-obrazovatelnyj-portal

Социофобия: избавляемся от страха социальных действий

Социальные фобии у детей: причины появления, симптомы, лечение

Одним из ярких и справедливых признаков счастья человека можно считать полное отсутствие потребности и необходимости что-то доказывать себе и окружающим. Именно социофобия постоянно требует от личности доказательств, оценки, анализа, сомнений, интерпретаций. Именно социальная фобия воздвигает преграды на пути человеческого счастья, гармонии с собой и окружающим миром.

Проявление фобии

Социофобия – одно из самых распространенных и частых расстройств среди психических отклонений и нарушений. Тревога социальных действий, именуемая социофобия, встречается во всех уголках земного шара, однако наибольшую «аудиторию боящихся» фобия собрала в развитых странах: США и государствах Европы.

Особенности тревоги при социофобии

Тревога, присущая социофобии, — особое психологическое и физиологическое состояние, которое включает компоненты: физический (соматический), эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

Необходимо четко определить, что эпизодически проявляющаяся тревога – нормальная реакция организма человека на стрессоры, которая помогает справиться с ними.

Если тревога начинает преобладать над остальными эмоциями, нарастает ее интенсивность, и она становится постоянной, лишь тогда можно говорить о тревожно-фобическом расстройстве.

Тревога, возникающая при социофобии, воспринимается как неконтролируемая, неспецифичная, рассеянная, беспредметная или неизбежная ситуация. Ей характерно длительность эмоциональных переживаний, наличие временного «центра», специфичность «угроз» и мотивированное направление.

Именно к тревоге, сопровождающей социофобию, как нельзя лучше подходит изречение Маргарет Тэтчер: «Наши тревоги на 90% относятся к тому, что никогда не случится».

Социофобия — интенсивный, упорный, усиливающийся со временем, повторяющийся (часто – регулярный или постоянный) страх перед попаданием и пребыванием в социально значимых ситуациях.

При данном расстройстве присутствует неприязнь, завуалированная ненависть, отрицание, не поддающееся логическому объяснению и пониманию самим человеком, к любым в целом или конкретным в частности ситуациям, требующим появления, общения в социальной среде.

Тревога при социофобии – длительна, имеет направленность на будущее, в целом сосредоточена на «диффузной» угрозе и формирует особую «осторожность» при приближении к потенциальной угрозе.

Социофоб боится и соответственно избегает видов деятельности, связанных с пребыванием на публике. Эти сверх тревожные личности относят в число запретных для себя действия, в процессе или в результате которых они, как предполагают, будут чувствовать смущение или проявят на людях признаки своего беспокойства.

Можно утверждать, что социофобия первично – страх человеческого общества вообще, а вторично — боязнь действий, связанных с возможной оценкой со стороны.

И мысленное предвкушение пребывания, и само нахождение в обществе социофобы расценивают как постоянное наблюдение, оценивание, осуждение, критика со стороны людей.

Что не дает покоя социофобу?

Личности, подверженные этому расстройству, бесконечно терзают и изматывают себя  вопросами, суть которых сводится к одному: «Как меня воспримут?». И стандартные ответы социофобов: негативно, критично, с осуждением, с сарказмом, со «злорадным смехом» и т.д.

Они испытывают чрезмерное беспокойство в различных повседневных ситуациях, боятся быть оцененными другими людьми, особенно незнакомыми, тревожатся, что их поведение может быть трактовано как неподобающее в обществе, ощущают страх, что окружающее заметят, что они нервничают.

Когда же человек в реалии оказывается в социально значимой для него ситуации, перед которыми он уже испытал или ожидает испытать страх, его мгновенно поглощает интенсивная тревога, иногда сопровождающаяся приступом паники.

Это беспокойство и вызванное ним защитное и предотвращающее поведение является сильным эмоциональным стрессом, а так как стрессоры действуют на социофоба постоянно, то тревога значительно мешает повседневной деятельности, карьерному росту, обучению и межличностным отношениям.

Страх при социальной фобии, как правило, имеет объект, т.е. направлен на определенные ситуации. Самые распространенные объекты страха при социофобии:

  • Выступления на публике;
  • Ответы в школе, институте перед всей аудиторией;
  • Собеседования при приеме на работу;
  • Деловые встречи, переговоры с новыми партнерами;
  • Разговоры с «авторитетными» людьми, например с руководителем;
  • Общение в «реальном режиме» с незнакомцами;
  • Ситуации общения, когда объект зрительно недосягаем, например, по телефону, или же в ситуации виртуального общения, например по Скайп;
  • Любые действие в общественных местах: страх есть, пить, писать, читать и прочее на людях;
  • Свидание с малознакомым партнером;
  • Общественные мероприятия, где собирается значительное число людей;
  • Шопинг в магазинах, особенно больших;
  • Посещение общественных туалетов;
  • Ситуация, в которой предусматривается, что на личность будет нацелено внимание: танцевальное, музыкальное выступление, спортивные матчи и прочее.

Как результат, для социофобов типично поведение избегания и/или предотвращения. Особа, имеющая диагноз этого тревожно-фобического расстройства, имеет тенденцию к появлению навязчивых мыслей и размышлений об их поведении в ситуациях с предположительно негативной оценкой.

Этот человек часто проводит время в попытках анализа собственных действий, причем зачастую неверно интерпретирует, искажает, преувеличивает полученные «знаки внимания» со стороны.

Социофоб стремится отыскать во всем происходящем доказательства своей неадекватности и социальной неумелости.

Социофобия имеет очень схожие признаки с симптомами и проявлениями обсессивно-компульсивного расстройства.

Согласно данным последних исследований, установлено, что более 10% людей с проявлением ОКР, страдают социофобией.

Поэтому в DSM-IV («Диагностическое и статистическое руководство» Американской психиатрической ассоциации) и социофобия, и ОКР классифицированы и определены в одну категорию тревожных расстройств.

Симптомы социофобии

Основные симптомы проявления социальной фобии можно классифицировать на четыре категории:

  • Физические или соматические проявления;
  • Эмоциональные проявления;
  • Когнитивный эффект;
  • Поведенческие эффекты.

Физические или соматические проявления тревоги включают: учащенное сердцебиение, тахикардию, мышечную слабость и напряжение, усталость, тошноту, боль в груди, одышку, головную боль напряжения, боли в животе.

Так как организм настраивается на борьбу с «угрозой», артериальное давление, частота сердечных сокращений, потоотделение, приток крови к основным группам мышц увеличивается, в то время как пищеварительная и иммунная функция подавляются.

Внешние признаки включают в себя бледность, потливость, дрожь и расширение зрачков.

Эмоциональные проявления тревоги:

  • Чувство опасения;
  • Ожидание худшего;
  • Нарушение концентрации внимания;
  • Чувство напряжения;
  • Раздражительность, беспокойство;
  • Наблюдение и ожидания физических признаков;
  • Чувство, что мозг стал «пустым»;
  • Кошмарные сновидения, плохие сны;
  • Дежа вю (ощущение, что человек уже был в этой ситуации);
  • Полное поглощение чувством «как все страшно».

Когнитивный эффект состоит из «чувства надвигающейся опасности», которая может завершиться летальным исходом.

Поведенческие эффекты включают последствия ситуации, которая вызвала тревогу в прошлом.

Симптомы включают: изменение паттернов сна, нервных привычек и повышенной двигательной активности, например «бег на одном месте».

Также наблюдается чрезмерное или постоянное беспокойство, напряженность, усталость, ощущение на «пределе», необходимость частого посещения туалета, ранимость, обидчивость, затруднение концентрации внимания.

Причины появления социофобии

Согласно данным Американского Национального Института психических расстройств, средний возраст возникновения симптомов социальной тревоги – 10-13 лет.

После 25 лет социофобия самостоятельно возникает крайне редко, чаще всего ей предшествует депрессия. У мужчин социальная тревога встречается в два раза реже.

Наиболее подвержены социальной фобии замужние и женатые люди с высоким уровнем образования.

Причиной развития этого тревожно-фобического расстройства являются наследственность (генетический профиль), индивидуальные особенности нервной системы (темперамент), наличие врожденных патологий и социальные факторы.

Среди значимых причин возникновения тревоги при социофобии является:

  • Неправильное, чрезмерно строгое воспитание в детском возрасте;
  • Неверное поведение родителей, отсутствие с их стороны адекватной оценки событий;
  • Предъявление чрезмерных, тяжело выполнимых, требований ребенку;
  • В период взросления – критика при становлении личности;
  • Отсутствие достаточного социального одобрения, частые конфликты;
  • Подавление проявлений сексуальности и отождествления себя со своей половой принадлежностью;
  • Неверный стиль жизни и неудовлетворяющее моральные потребности социальное окружение;
  • Восприятие финансовых проблем, как значимых проблем существования;
  • Неудачный опыт общения в прошлом с противоположным полом;
  • Соматические болезни.

Лечение социофобии / способы преодоления

Социальная фобия является потенциально опасным расстройством, и при отрицательном течении приобретает вид панического расстройства.  На сегодняшний день социофобия успешно поддается психологической коррекции вкупе с медикаментозным лечением. Помните, что человек способен преодолеть что угодно, только лишь в том случае, когда видит в этом смысл.

Достигнуть высокого, стойкого результата позволяет когнитивно-поведенческая психотерапия. Основная цель программ КПТ — обучить личность не субъективно, а объективно воспринимать некомфортные мысли и вызывающие страхи образы.

Методика помогает избегать излишнего контроля и активного устранения личностью дискомфорта, вызванного негативными мыслями, неприятными чувствами и ощущениями, нежданными образами.

Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает личности выработать в себе способность спокойно, легко, свободно переживать те ситуации, которые приносят дискомфорт, причем прекратив  избегание пребывания в обществе. Пройдя курс КПТ, человек может абсолютно спокойно воспринимать и находиться в ситуациях, которые до начала лечения были объектом страха.

Также высокоэффективным методом лечения социофобии является гипноз и внушение, так называемая гипносуггестивная психотерапия. Техника гипноза основана на оказании целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику пациента. Для гипноза характерно сужение объема сознания и резкая, стойкая фокусировка на содержании и смысле внушения.

На сеансах гипносуггестивной терапии проводится внушение человеку новых убеждений и  более адаптивных установок, как на уровне сознания, так и на уровне подсознания. В конечном итоге, бывший социофоб полностью меняет восприятия себя как личности и по-иному трактует свое появление в обществе.

Соответственно, исчезает нежелательный дискомфорт и страх социальных мероприятий.

Медикаментозное лечение. Для лечения пациентов с социофобией применяются препараты различных фармакологических классов:

  • Антидепрессанты: селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС);
  • Антидепрессанты: Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСиН);
  • Трициклические и гетероциклические антидепрессанты;
  • Парциальные агонисты рецепторов 5НТ1а;
  • Бензодиазепины.

Хотя назначение бензодиазепинов и является у психиатров самым популярным средством, лечение ими оправдано только короткими курсами (не более одного месяца) для быстрого купирования выраженной тревоги. Действие бензодиазепинов сравнимо с действием бригады скорой помощи. Эти препараты не должны быть базисной терапией тревожно-фобических расстройств.

Достаточно хорошо известна и изучена проблема побочных эффектов, а также зависимости от большинства препаратов бензодиазепинового ряда, которая очень плохо в дальнейшем поддается лечению.

Для поддерживающего лечения следует применять более современные препараты из вышеуказанных классов, причем необходимо стремиться к монотерапии (назначение одного препарата).

Совет в завершении: Всегда улыбайтесь! Себе жизнь продлите, порадуете друзей, побесите врагов…

записи по теме социофобии

Простым языком о том, откуда формируются фобии. Это же справедливо для любых социальных фобий. Больше видео в группе сообщества ВКонтакте и на канале.

Вебинар психолога Екатерины Горбуновой, посвященный социофобии. Екатерина является членом Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Психолог Сергей Ключников делится своими мыслями о социофобии.

Разновидности социофобий

Больные испытывают иррациональный страх:

  • покраснеть на публике — эритрофобия;
  • пребывать в обществе незнакомых людей;
  • выполнять профессиональную деятельность — эргофобия;
  • прекратить отношения с близким человеком;
  • не выполнить действие в присутствии посторонних;
  • перед знакомством в общественном месте;
  • перед одиночеством — аутофобия;
  • перед экзаменами;
  • перед непроизвольной рвотой или икотой на людях;
  • перед большим скоплением людей — демофобия.

Источник: http://fobiya.info/strah-lyudej/sotsiofobiya

Медицина и здоровье
Добавить комментарий